Этнографический музей в цетине | черногория

Этнографический музей под открытым небом

Этнографический музей им. Г. Читая располагается недалеко от  Черепашьего озера.

(+995 32) 223 09 60

(+995 32) 222 63 02

11.00-16.00. Выходной: Понедельник

3 лари, Экскурсия: 10 лари

Карта

Этнографический музей под открытым небом был основан 27 апреля 1966 года известным грузинским этнографом Георгием Читая. Он расположен в районе Ваке, к западу от “Черепашьего озера” (груз. კუს ტბა – Кус тба), и занимает площадь 52 га.

Коллекция музея насчитывает более 8 тысяч экспонатов, привезенных со всей Грузии. Даже дома и прочие постройки, за исключением нескольких сооружений (например, сванской башни), являются оригиналами.

Музей разделен на 14 этнографических зон: Картли, Самегрело, Аджария, Абхазия, Сванетия, Хевсуретия, Кахетия, Месхетия, Джавахетия, Гурия, Имеретия, Рача, Лечхуми и Осетия.

Помимо архитектурных памятников, в музее представлены этнографические материалы – различные виды инструментов, текстиля и керамики. Здесь также находится базилика Сиони (V-VI вв.) и богатая коллекция надгробных плит с рельефами.

Фестивали и выставки. На территории музея часто устраиваются различные выставки и фестивали. Особое место занимает уже ставший традиционным фолк-фестиваль “Art Gene”, который обычно проходит в июле. » Подробнее о фестивале

Экспонаты. Для описания увиденного в музее, боюсь, не хватит данного ресурса – потребуется создание отдельного сайта. А пока ограничимся маленькой фотоэкскурсией. 

Пресс Печь для обжига кирпича
Гончарный круг

Советуем при посещении музея не пожалеть 10 лари и заказать экскурсию. Здесь множество прелюбопытных экспонатов, о назначении которых порой трудно догадаться. Расскажем о нескольких из них:

  • Кубок с кольцом (на первой фотографии). Этот довольно вместительный кубок являлся своеобразным испытанием для пьющего из него человека – необходимо было выпить за раз всё вино без остатка. И когда человек справлялся с этой задачей, то есть опрокидывал кубок, кольцо скользило по ножке и стукалось о дно. Стук оповещал присутствующих о том, что кубок пуст.
  • На второй фотографии представлен старинный аналог современных детских ходунков. Правда данное присобление не давало абсолютной свободы передвижения, и ребенок мог ходить только по кругу.
  • Интересно понаблюдать и за архитектурными особенностями домов. Вот, например, дома в Западной Грузии – они представляют собой одноэтажные деревянные строения, установленные на каменных столбах. Развитию этого типа домов способствовали природные условия (повышенная влажность, обильные осадки).
Кубок Старинные детские ходунки Дома в Западной Грузии

Как добраться. Чтобы добраться до музея, нам сначала нужен городской транспорт, проезжающий через “Багеби” – это окраина Ваке. Автобусы (например номера 9 и 61) идут по проспекту Руставели от площади Свободы. Напротив автобусной остановки начинается подъем к озеру.

Подъем (пешим ходом) займет не более 20-30 минут (1.5 км). На общественном транспорте до музея, к сожалению, не добраться. Можно, конечно, и на такси разориться. Но такую прогулку по дорожке, ведущей к озеру, можно отнести только к плюсам.

Тем более, что местоположение на склоне горы и вид, открывающийся на город, компенсируют этот маленький недостаток.

Хорошим ориентиром служит сванская башня, расположенная в верхней части музея. Её отлично видно из многих районов Тбилиси.

Источник: http://georoute.ge/Open_Air_Enthnographic_museum

Грузинский этнографический музей имени Георгия Читая

Что может быть интереснее, чем история, быт и культура незнакомой страны. Ведь у каждого народа есть свои особенности.

Самым подходящим местом для ознакомления с культурой и историей страны являются государственные музеи, одним из представителей которых является Музей имени Георгия Читая.

О музее имени георгия читая

Главная особенность музея — его расположение неподалеку от Черепашьего озера под открытым небом. Он занимает площадь 52 Га. Основная тематика – это графическая культура Грузии. Экспонатами являются постройки всех времен. По ним можно наблюдать развитие культуры народа, а также различия архитектуры между географическими районами Грузии.

Образовался музей 27 апреля в 1966 году благодаря усилиям известного грузинского этнографа Георгия Читая. Под его чутким руководством удалось собрать в одном месте все разнообразие грузинской культуры.

Вся территория музея разделена на 14 зон по этнографической принадлежности: Картли, Самегрело, Аджария, Абхазия, Сванетия, Хевсуретия, Кахетия, Месхетия, Джавахетия, Гурия, Имеретия, Рача, Лечхуми и Осетия.

Коллекция музея имени Георгия Читая

Общее количество экспонатов превышает 8000 наименований. В их число, кроме построек, входят также предметы быта, украшения и даже надгробные плиты. Практически все дома и сооружения являются оригиналами.

В этнографическом музее можно увидеть жилые дома, амбары, винные хранилища, башни, инструменты быта, старинные кувшины, ковры, посуду и много других интересных вещей и приспособлений, назначение которых не всегда можно угадать. Именно поэтому лучше доплатить за экскурсию.

На территории музея можно найти несколько интересных вещей, которые ярко демонстрируют культуру и находчивость грузинского народа.

Металлический кубок с кольцом на ножке является неким аттракционом или испытанием. Кубок наполняется вином, и испытуемый должен его осушить, опрокинув вверх дном.

Металлическое кольцо на ножке кубка выполняет роль звонка – оно ударяется об дно кубка, если испытуемый испил все до последней капли.

Трудность состоит в том, что кубок вмещает достаточно большое количество вина, и не каждому по силам выпить столько за раз.

Ходунки для малышей – это изобретения ничем не отличается от современного аналога, однако минус в том, что ребенок может ходить только вокруг столба.

Еще один интересный экспонат музея – жилой дом, расположенный на столбах. Такая конструкция стала популярной в связи с повышенной влажностью грунта в некоторых регионах Грузии, которая влияла на устойчивость и долговечность жилища.

На территории музея часто проводят выставки и фестивали – это интересные мероприятия, которые поднимают настроение и вызывают восторг. Один из традиционных фестивалей – «Art Gene» – проводится ежегодно в июле месяце.

Как добраться

Один из недостатков музея – отсутствие общественного транспорта, который мог бы довезти непосредственно до пункта назначения.

Однако, если сесть на автобусы под номером 9 или 61 на проспекте Руставели, идущие от площади Свободы, то можно добраться до «Бегаби» – это окраина парка Ваке. Напротив автобусной остановки есть переход, ведущий к озеру. Если пойти в том направлении, то через 1.5 км вы окажетесь на территории музея. Ориентиром может служить высокая башня на окраине музея.

Музей работает с 10:00 до 20:00, каждый день, кроме понедельника.

Контактный телефон: + (995 32) 272 90 45.

Стоимость экскурсии составляет 25 лари, для школьников — 10 лари. Цена посещения музея без экскурсии: для взрослых — 1,5 лари, для школьников — 0,5 лари, для детей младше 6 лет — бесплатно.

Экскурсия или просто поход по музею может стать одним из самых ярких событий за все время туристического отдыха в солнечной Грузии. Экспонаты музея эффектно передают атмосферу той эпохи, которую они представляют. Это вызывает восторженный интерес у посетителей.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Источник: https://v-georgia.com/showplaces/muzej-imeni-georgiya-chitaya/

Этнографический музей в Белграде

Третий день своего пребывания в Сербии я начал с долгожданного визита в Этнографический музей Сербии. Он находится в самом центре Белграда по адресу Студентски трг, 13.

Впрочем, и на пути к музею на улицах общины Стари-град я увидел немало интересных мелочей. Вот некоторые:

Сам Этнографический музей (Етнографски музеj) был основан в 1901 году, а по своему нынешнему адресу находится с 1951 года.

Серое здание в стиле модерн было построено в 1933-34 годах и изначально здесь располагалась Белградская биржа. После войны здание частично было уступлено музею, а затем — и полностью.

Ну, а первые годы своего существования Этнографический музей находился на перекрёстке улиц Кнеза Милоша и Бирчаниновой, где сейчас расположен комплекс правительственных зданий, в числе которых — и разрушенные в 1999 году строения Генерального штаба Югославии.

Обычно вход в музей стоит 200 динар, но по воскресеньям вход для одиночных посетителей свободный. Поэтому и мне не пришлось ничего платить за вход.

Хотя здание музея — шестиэтажное, но для посетителей открыты только первые два этажа. На первом этаже располагалась временная выставка, посвящённая эмиграции из Королевства сербов, хорватов и словенцев в Канаду в 1920-е годы.

Вот немножко фотографий:

Не буду пересказывать вам всё содержимое выставки, суть проста: тысячи югославян переехали в Канаду в 1920-е годы в поисках работы и лучшей жизни. Чаще всего они становились шахтёрами на рудниках.

Многие вернулись обратно.

Временные выставки обычно размещаются на первом этаже. А на втором этаже — большая постоянная выставка.

Вот образцы мужской и женской сербской одежды из Шумадии, 19 век:

Это — сербская одежда, которую носили в Косово. Тоже 19 век:

Вот так выглядели более столетия назад сербы в Западной Боснии:

Одежда сербов начала 20 века из Кордуна и Баницы (нынешняя Хорватия). Обратите внимание на обилие белого цвета. Видимо, близкий к жаркой Адриатике климат, а также сельскохозяйственная и лесопромышленная направленность Кордуна требовала от крестьян иметь одежду, максимально пригодную для долгого пребывания под жарким солнцем. Шляпа с полями — тому подтверждение:

Читайте также:  Что из себя представляет вилла стаса михайлова в черногории? | черногория

Ну и, наконец, одеяние сербов из восточной Сербии (Заечар, Тимок, Неготин), 19 век и начало века 20-го. Заметно сходство одежды и особенно головных уборов с румынскими и молдавскими? Оно и понятно — Неготин граничит с Румынией, от этого города всего 420 километров до Бухареста.

Куда же без самогонного аппарата? Сербы, кстати, не гонят ракию и не курят её. В Сербии ракию «пекут».

Приспособления для рыболовства:

Печь чем-то напоминает нашу с изразцами:

Табачок на Балканах всегда любили:

Но главными занятиями сербских крестьян всё-таки были земледелие…

… и скотоводство:

Этнографическая карта западных Балкан в 19 — начале 20 веков. Сербская этническая территория выделена штриховкой, а цветами различаются четыре зоны хозяйствования. От того, в какой зоне жил человек, зависела не только его одежда, как понятно из фотографий сверху, но и архитектура, занятость населения и языковые диалекты.

Как видно, западная часть Балкан делится сербскими учёными на четыре зоны: паннонскую (северо-восток, зелёный цвет), центральнобалканскую (восток и юго-восток, оранжевый цвет), динарскую (запад, красный цвет) и приморскую (полоса земли вдоль побережья Адриатики, синий цвет).

Тут же в музее воссозданы и типичные строения всех четырёх зон, которые хорошо иллюстрируют различия между ними.

Вот, например, как выглядят типичные строения Приморья: каменные одноэтажные (так называемый дом-приземљуша) и двухэтажные дома, белого или серого цвета, с малым количеством деревянных элементов:

Динарская зона — деревянные дома и церкви с высокими крышами. Использование брёвен и соломы.

Паннонская зона — здесь сильное венгерское влияние. Усадьба в Воеводине традиционно называлась «салаш», что происходит от венгерского слова «приют, размещение».

Наиболее близкий аналог в русском языке — «хутор», также подойдёт и слово «ранчо». Вот вам салаш из Паннонии — жилой дом, амбар, конюшня, коровник, земельный участок.

Прошу прощения за смазанное фото:
И вот ещё дом из Паннонии. Крыша уже черепичная, а не деревянная, как в салаше:

Наконец, центральнобалканская зона. Дом из Пирота (юго-восточная Сербия):

«Моравский развитый дом», напоминает паннонский салаш, только дома чаще квадратные, а не вытянутые:

И косовская приземљуша. Белый цвет отсылает к украинским мазанкам:

Конечно, сербы жили не только в сёлах. В городах тоже была своя атмосфера. Опять же приношу извинения за смазанные фотографии:

Хотя в воскресенье вход был свободный, кроме себя я насчитал в музее всего троих посетителей. Двое из них были русскими. Аж гордость взяла за страну: 75% посетителей (в течение полутора часов) одного из старейших и лучших музеев Сербии — из России:

В Этнографическом музее есть неплохой магазинчик (на фотке только часть товара):

Что ж, для одного посещения (да ещё и бесплатного) белградский Этнографический музей, конечно же, отлично подходит.

Но, если в дальнейшем постоянна выставка не будет временами меняться, а временные выставки не вызовут моего интереса, то вряд ли я приду сюда ещё раз.

Но, разумеется, для профессиональных историков и этнографов это прекрасное место. Многое становится просто и понятно после визита в музей.

Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилось.

Viktorbobrov89 Источник

  • БЕМУС
  • Новый рекорд сербского туризма

Вкусная Сербия: Печеняра

Дворец княгини Любицы

Забран — добрый лес

Источник: http://serbiaonline.ru/?p=14403

20 лучших этнографических музеев мира

В этих музеях посетители закатывают рукава и становятся кузнецами, мельниками или сыроделами.

Или изучают, как в Средневековье были обустроены женская и мужская половины домов, от чего зависела высота окон и расположение печи.

А ещё во время фольклорных фестивалей пляшут в хороводах и дегустируют мамалыгу, рыбку разного посола, сыры и хлеб прямо из печи. Рассказываем о самых интересных этнографических музеях мира под открытым небом.

Музей «Скансен»

Самый знаменитый и первый в мире этнографический музей под открытым небом был открыт в 1891 году. Здесь можно увидеть всю Швецию в миниатюре: от жилищ саамов до вполне европейских домов южных регионов страны. На его территории собрано более 160 домов и старинных усадеб, построенных в разное время.

Здесь есть зоопарк, где живут лоси, волки, лисы и северные олени. Работают аттракционы и множество кафе, где сервируют кухню народов, населяющих Швецию. В музее постоянно проходят праздники.

Самые масштабные — Вальпургиева ночь в апреле, Праздник середины лета, праздник Святой Люсии, рождественские и новогодние гуляния.

Музей «Этномир»

Музей в Калужской области (Россия), где в один день можно оказаться на русском подворье, украинском хуторе и у кочевников, научиться стрелять из лука и варить мыло. Здесь прямо в холле с гостями «разговаривает» эхо, а на «Улице мира» торгуют всякой всячиной ремесленники, гиды водят экскурсии по жилищам индейцев, голландцев, филиппинцев.

На улице под открытым небом выстроены деревни, хутора, юрточные городки, театральные подмостки. В самом центре — огромная, в несколько этажей, русская печь, словно из сказки «Гуси-лебеди». Экскурсоводы есть в каждой юрте и избе.

В одной наливают медовуху, в другой показывают, как плести белорусские пояса или варить мыло, в третьей рассказывают, что такое «бабий кут».

Этнодеревня «Дрвенград»

Этот этнографический комплекс на Мокре Горе (Сербия), построенный режиссёром Эмиром Кустурицей для фильма «Жизнь как чудо», в деталях воссоздает традиционную сербскую деревню. Дрвенград состоит из нескольких деревянных домиков, построенных без единого гвоздя и расписанных лубочными сценками и национальными орнаментами.

Здесь есть даже тюрьма — крохотный каменный бункер, на дверях которого изображены «заключенные» Хавьер Солана и Джордж Буш. Улицы этнопоселения носят имена выдающихся кинематографистов и знаменитостей: режиссёров Михалкова, Феллини, Тарковского, спортсменов Диего Марадоны и Новака Джоковича.

Центральная площадь Дрвенграда названа именем физика Николы Теслы.

Экомузей Больших Ланд

В этом музее погружаешься в атмосферу сельской жизни XIX века региона Большие Ланды. Из Сабра в местечко Маркез (Аквитания, Франция) всех желающих доставляет старинный поезд с деревянными лавками и скрипучим полом.

По прибытии гостей часто встречают пастухи в овечьих шкурах на специальных ходулях, которыми до середины XIX века пользовались при выпасе скота. По самой деревне Маркез свободно разгуливают коровы, овцы, козы, куры… Она была обитаема, но пришла в запустение в начале XX века. Восстановили тут все лишь в 1969 году.

И сейчас в деревенских домах воссоздана обстановка XIX века. В пекарне угощают свежим хлебом, а по вечерам на ферме нередко устраивают тематические вечера и праздники.

Музей «Гессенпарк»

На территории музея расположено около сотни исторических зданий: жилые сельские дома, церкви, мастерские, школы, кузницы, лавки, ветряные мельницы — всё что было построено в Земле Гессен (Германия) за последние 400 лет.

Некоторые из них продолжают выполнять свои функции. В трактире накрывают столы. На рынках торгуют керамикой и продуктами. В конце декабря тут же организуют красочную рождественскую ярмарку.

В разных мастерских по выходным проводят мастер-классы по гончарному делу, изготовлению мётел и другим старинным ремёслам.

Литовский музей народного быта в Румшишкес

Один из крупнейших в Европе открытых этнографических музеев находится рядом с Каунасским морем. Основанная в Румшишкес в 1966 году экспозиция состоит из домов и хозяйственных построек из всех четырех регионов Литвы. Избы, фермы, часовни, мельницы, целые деревушки и настоящий «Городок мастеров» — всего около 180 строений.

Многие из них подлинные, возрастом чуть ли не под два столетия: они были бережно перевезены из мест их создания. В избы можно зайти и увидеть собственными глазами мебель, предметы быта, украшения дома, инструменты литовских крестьян.

Если захочется интересных исторических рассказов, стоит воспользоваться услугами русскоязычного гида: цена — 100 литов (детям – 50 литов) помимо стоимости входных билетов.

Датский музей под открытым небом

Этот музей расположен в пригороде Копенгагена и считается одним из самых старых и больших музеев под открытым небом. На его территории — крестьянские избы, мастерские и фермы XVII-XX века, собранные со всей Дании.

Мало того, что все интерьеры, посуда, инструменты и предметы быта настоящие, старинные, так ещё и атмосфера создана соответствующая: идёшь по улочкам вдоль маленьких домиков, а вокруг бегают гуси, утки, мычат коровы, блеют овцы, крутит крыльями водяная мельница, лепит кувшины гончар, мать в переднике, чепце и деревянных башмаках учит маленькую дочку тереть бельё в чане, булочница месит тесто, а местный пьяница ворует вино у соседа.

Деревенский музей в Бухаресте

Один из первых в мире этнографических музеев. Был создан в 1936 году известным этнографом-просветителем Димитрие Густи и носит его имя. Входит в Европейскую ассоциацию музеев под открытым небом.

Сегодня в этом музее на берегу озера Херэстрэу на территории сто тысяч квадратных метров можно увидеть образцы деревенской архитектуры со всех уголков Румынии, начиная с ХV-го века до наших дней.

Здесь 76 комплексов, 322 строения из всех регионов страны, в том числе три ветряных и три деревянных мельницы.

Деревня Макумбушо

Здесь (Дар-эс-Салам, Танзания) стоят дома, как им и полагается, под открытым небом, — круглые и квадратные, с плетёными и обмазанными для прочности глиной стенами, с верандами под колпаками соломенных крыш.

Читайте также:  В черногории появилась новая улица | черногория

Именно в такие хижинах жили и живут многочисленные племена Танзании. Можно зайти внутрь и увидеть в точности воссозданные интерьеры — простенькую мебель в виде деревянных лежаков и столов, глиняную посуду, рабочие инструменты ремесленников, одежду.

А снаружи кипит жизнь: местные мастера прямо на улицах создают свои маленькие сувенирные шедевры и тут же продают их всем желающим, пухлые поварихи мешают в больших кастрюлях огромными ложками какое-то варево — специально для жаждущих испробовать национальное меню в здешнем ресторане, стучат в барабаны и приплясывают в такт жизнерадостные музыканты.

Музей «Зейдерзее»

Этот музей разделен на три части. Первая – рыбацкая деревня, вторая – городской квартал, третья – гавань. Все дома, лодки, корабли, церкви, магазины – настоящие, поэтому здесь можно прочувствовать жизнь такой, какой она была в конце XIX века. В рыбацкую часть были свезены домики из деревни Zoutkamp.

В каждом — стандартный набор: крохотная кухонька с керосиновой плиткой, большая комната с обеденным столом, швейной машинкой, комодом и стеной, которая состоит сплошь из дверей. За дверями этими – короткие кровати, на которых жители Нидерландов спали сидя (впрочем, так спали в то время практически во всей Европе).

Возле домиков можно увидеть, как раньше стирали, плели верёвки, делали сабо или бочки.

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

Уникальный музей составлен из построек XVII-XIX веков, которые свезены сюда из различных уголков Суздальского района и всей Владимирской области (Россия). Проект музея был разработан в 1960-е годы.

Экспозиция объединяет в себе основные черты древнерусского зодчества и создает подлинную атмосферу деревенского быта с помощью домашней утвари того времени и предметов быта. Сегодня музей стал местом проведения традиционных праздников народных ремёсел и мастеров.

Ремёсла, которыми славились здешние мастера – резьба по дереву, роспись деревянных игрушек, ткачество, а также создание игрушек из глины – и сегодня не просто живут, но вполне современны. Праздник ремёсел проводится в июне, а в июле можно побывать на Празднике Огурца.

Средневековая деревня Косместон

Косместон – это одна из самых интересных достопримечательностей Южного Уэльса (Великобритания), музей под открытым небом, в котором благодаря находкам археологов восстановлены дома и быт деревни XIV века.

Все местные «жители» – почти реальные исторические персонажи, сохранившие свои имена, биографию и род занятий.

Они носят средневековую одежду и занимаются обычными делами: пекут хлеб, ловят рыбу, следят за порядком или крутят веретено.

Приехав в Косместон в определённое время года, можно попасть на один из праздников, регулярно проводящихся в деревне-музее. В апреле это – средневековая Пасха, в мае – битва местных жителей с дружиной ненавистного лорда, не дающего спокойно жить и учиняющего немало несправедливостей, либо фрагменты Великой войны с Францией и Наполеоном.

Музей «Дудутки»

Музейный комплекс под открытым небом, где можно изучить ремесла и попробовать национальные блюда. «Дудутки» – единственный в Белоруссии музейный комплекс материальной культуры под открытым небом.

Если вы хотите постичь смысл древних обычаев и всевозможных ремёсел, то вам точно сюда. На территории комплекса есть самые разные постройки: гончарная, кузня, хлебопекарня, мельница, конюшня.

Одетые в традиционные одежды музееведы с удовольствием расскажут о секретах деревенского жития-бытия. Здесь можно покататься верхом, попробовать себя в качестве ремесленника и отведать свежие масло, хлеб и сыр. Здесь, в какой дом ни зайди, везде найдётся интересное занятие.

В кузнице можно ковать, в гончарной поучиться горшочки лепить, а можно и побездельничать: посидеть в избушке с кружечкой ароматного чая и местными сушками.

Музей «Рокка-аль-Маре»

Своим средиземноморским названием – Рокка-аль-Маре (или Рок-аль-Маре) — этот таллинский пригород обязан бывшему городскому бургомистру Артуру Жерару де Сукантону. Так, на южный манер, скучающий по теплу мэр-француз называл свою дачу на берегу студёной Балтики.

Название прижилось и 100 лет спустя перешло к самому интересному из таллиннских аттракционов – огромной этнографической деревне, выросшей на месте бургомистровой дачи. Тем не менее от южного колорита в Рокка-аль-Маре только название: кругом нордические – лаконичные и кряжистые – постройки.

Деревянные избы, амбары, сараи и мельницы 100-200-летней давности свозили со всех уездов — их тут не меньше сотни. Сейчас по количеству старых домов Рокка-аль-Маре почти уже догнал знаменитого соседа — шведский Скансен.

Музей «Майхёуген»

Норвежцы утверждают, что музей Майхёуген в Лиллехаммере – самый большой этнографический музей под открытым небом в Европе. Сюда в разные годы свезли около 200 старинных норвежских крестьянских домов, рыбацких хижин и церквей. Майхёуген – целая деревня, где в летние месяцы кипит жизнь, проходят шумные ярмарки и шествия в старинных костюмах, концерты и экскурсии для приезжих.

С приходом сумерек в здешней церквушке Гармо, построенной викингами в XII веке, проходит ежедневная вечерняя служба. Зимой в Майхёугене снег засыпает крытые зелёным газоном крыши старинных домов. Несмотря на сугробы, гулять по улицам деревушки всё равно можно. А с холма, на котором расположен музей, можно рассмотреть лежащий в долине Лиллехаммер и озеро Мьёса, покрытое льдом.

Музей «Каса Кристо»

В регионе Грандвалира (Андорра) создано несколько домов-музеев, всё убранство и внутренняя обстановка которых остаётся неизменной со времён спокойной и размеренной жизни прошлых столетий. В Энкампе одним из таких музеев является трёхэтажный дом, построенный в XVIII-XIX веках.

Здесь проживали обычные андоррцы, пока в 1947 году дом не был выкуплен под музей. Постройка очень узкая, этажи объединены общими стенами. На цокольном этаже расположены парадный вход, складское помещение и винный погребок. На первом этаже — жилые помещения, очаг и кухонная зона.

На втором и третьем этажах жилые комнаты. На чердаке – вспомогательное помещение, где жильцы хранили зерно, продукты. Вся обстановка того времени сохранена. Никакой роскоши: напротив, всё говорит о строгой экономии.

В этом музее вы увидите, как жили простые андоррцы два столетия назад.

Этнографический музей в Бургасе

Как жили, во что одевались, чем занимались народы, населявшие Болгарию в минувшие века, – обо всем этом рассказывает экспозиция музея, расположенного в каменном особняке Бракалова XIX века.

Помимо предметов быта, традиционной одежды, в том числе и свадебной, и украшений, характерных для этого региона, музей располагает большой коллекцией обрядовых нарядов.

Часть из них выглядит довольно экзотично, как, к примеру, вывернутые наизнанку овечьи шкуры, в которые наряжались кукеры – мужчины, колядовавшие на Масленицу.

Музей «Пирогово»

Киевский «скансен», этно-парк Пирогово, – это рукой подать от Киева (Украина), меньше 20 км. Но попадаешь сюда, и, кажется, что уехал далеко-далеко (не столько даже по расстоянию, сколько по времени).

Вокруг украинская деревня XIX века, какой она рисуется в повестях Гоголя: лениво поскрипывающие мельницы, хлипкие плетни, белые мазанки под камышовыми крышами, свечки деревенских церквей и т.д.

Обязательно отыщите самый древний экспонат, хату 1587 года (это старейший памятник деревенской архитектуры на территории бывшего Советского Союза).

Этнографический музей в Тбилиси

Этнографический музей расположен прямо под открытым небом в парке Ваке. На его территории размещены традиционные дома и хозяйственные постройки, собранные со всех регионов Грузии.

Создатель музея, известный этнограф Георгий Читая, фактически воспроизвёл на небольшом участке земли всю страну в миниатюре.

Этнографический музей – отличное место для познавательной экскурсии жарким летним днём, которую можно совместить с посещением находящегося неподалёку Черепашьего озера.

Музей «Хохловка»

Музей деревянного зодчества «Хохловка» расположен на берегу Камы примерно в 45 километрах от Перми (Россия). Здесь расположено более 20 памятников конца XVII – начала XX веков, позволяющих больше узнать об истории строительства и культуре Пермского края. Архитектурно-этнографический музей был основан в 1969 году, но для посетителей его открыли лишь спустя 11 лет.

Он разделён на три территориально-этнографические зоны: коми-пермяцкий сектор, северное Прикамье и южное Прикамье. Также в музее есть два комплекса: солепромышленный, в состав которого входят сооружения Усть-Боровского завода из города Соликамска, и сельскохозяйственный – с амбарами, овином, гумном и мельницами.

Здесь можно узнать много интересного об истории солеварения и процессе добычи соли.

Источник: redigo.ru

Источник: https://izuminki.com/20-luchshix-etnograficheskix-muzeev-mira

Этнографический музей в Будапеште

Будапешт знаменит своим богатым историко-культурным наследием, основная часть которого представлена в многочисленных музеях города. Сегодня в Будапеште существует немало музеев, однако среди них одним из самых значимых по праву называют Этнографический музей. Этот музей на сегодняшний день является одним из самых больших музеев, посвященных этнографии в Европе.

Этнографический музей может похвастаться просто огромной коллекцией различных экспонатов (более 250 тыс. артефактов), которые познакомят всех посетителей с народной культурой и бытом венгерского народа, а также народов Европы, Азии и Америки.

В Этнографическом музее действует постоянная экспозиция «Традиционная культура венгров», которая посредством различных объектов, фото-, кино- и видеоматериалов повествует о жизни городов и сел Венгрии, а также знакомит с традициями и обычаями венгерского народа. Также эта экспозиция детально рассказывает и о традиционных занятиях венгров – пчеловодстве, животноводстве, ремеслах и земледелии.

Читайте также:  Черногорский баскетболист переходит в “барселону” | черногория

Яркими экспонатами в зале, посвященном культуре Венгрии, являются предметы быта и национальная одежда, в которых угадываются особенности менталитета венгерского народа.

Собранные экспонаты охватывают период от древнейших времен до наших дней. Здесь можно увидеть древние артефакты, старинную посуду, предметы мебели, а также узнать все о том, как выглядит традиционное жилье венгров.

Отдельный зал в музее рассказывает о культуре европейских и неевропейских народов. Также в Этнографическом музее регулярно устраиваются временные тематические выставки, посвященные народной культуре.

Несмотря на то, что Этнографический музей в первую очередь интересен своей экспозиционной коллекцией, внимания заслуживает и здание, в котором он находится.

Этнографический музей расположен в здании бывшего Дворца правосудия, которое само по себе является ценным историческим объектом и представляет собой яркий памятник архитектуры, в котором прослеживаются черты барокко, ренессанса и классицизма.

Да и интерьер самого здания музея впечатляет своей пышностью и изящностью. Так, особенной роскоши и величия интерьеру придают мраморные колонны, вычурные арки и позолота на стенах, а потолок Дворца правосудия венчает великолепная фреска, на которой изображена богиня Правосудия.

Этнографический музей находится напротив палаты парламента, по адресу  Kossuth Lajos ter, 12. Добраться сюда можно на метро, доехав до станции Kossuth Ter.

Источник: http://www.earth-tour.ru/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti/etnograficheskiy-muzey-v-budapeshte.html

О крае

Этнотуризм представляет собой вид познавательных путешествий, основной целью которых является посещение какого-либо объекта для исследования архитектуры, культуры, традиций и быта народа, этноса, когда-либо проживающего на данной территории.

Такой вид отдыха появился вследствие возросшего интереса туристов к подлинной жизни народов, к народным традициям, творчеству, обрядам и культуре. Интерес объясняется, в свою очередь, стремлением людей в современном унифицированном мире к самоидентификации, поиску и изучению своих этнических корней.

Результаты такого познания позволяют почувствовать себя особенным, причастным к целой истории со свойственными ей культурными традициями. Знакомство с культурами и этническими особенностями других народов помогает составить картину целостного многогранного мира со всеми его народностями, уникальными в своей индивидуальности.

Этнотуризм способствует развитию тесных связей и обмену между представителями разных народов, включению их самобытной культуры в мировое наследие.

Этнографический туризм в России имеет большое будущее. На это указывает огромный потенциал страны, который составляют территория, культурное и историческое наследие.

История России богата многими значимыми событиями — в разные времена здесь оставляли свои следы древние славяне, викинги, половцы, монголо-татары, шведы, скифы, генуэзцы, греки и другие народы. Наши предки переняли от них веру, традиции, разные внешние атрибуты и т.п.

В некоторой степени это стимулирует развитие подобного туризма, который делает представителей разных народностей интересными друг другу.

Сегодня практически в каждом российском регионе появляются проекты, позволяющие ближе познакомиться с национальной культурой и погрузиться в традиции того или иного народа. К примеру, в Краснодарском крае развиваются подобные проекты.

В селе Гай-Кодзоре, что под Анапой, работает армянский культурный центр «Арин-Берд», посетители которого могут узнать больше о культуре и истории самой большой диаспоры на Кубани.

Этнографический туризм в России также активно набирает обороты в Нижегородской области, Пермском крае, на Чукотке.

Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека.

Ставропольский край выделяется на фоне других регионов России особой мозаичностью этнического состава населения, исторически складывающейся в течение столетий, следовательно, данное направление может стать для региона весьма популярным.

  Этнический туризм в регионе может быть представлен двумя основными видами. Во-первых, это посещение организованных этнических поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта. Во-вторых, этнический туризм может включать в себя знакомство с музеями народного быта.

При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов.

Активно этнографический туризм развивается в Левокумском муниципальном районе, где создается туристский кластер «Левокумье». Ядром кластера является поселок Новокумский с населением 2200 человек, в котором в настоящее время проживают 300 казаков-некрасовцев. В составе кластера будет построена этнодеревня, состоящая из подворий казаков-некрасовцев, гостиница, этнографический музей.

Казачье подворье также расположено и в Предгорном муниципальном районе, где турист может не только познакомится с культурой местного казачества, но и стать участником обрядов воссоздаваемых, организаторами подворья.

Источник: http://stavtourism.ru/o-krae/etnograficheskii-turizm

Раздорский этнографический музей-заповедник

Официальная дата образования государственного бюджетного учреждения культуры Ростовской области «Раздорский этнографический музей-заповедник» – 25 февраля 1988 года, когда вышло соответствующее постановление Совета Министров РСФСР.

Почему именно в сельской местности, станице Раздорской был создан этнографический музей-заповедник? Ни возраст станицы (более 250 лет), ни известный факт существования в XVI–XVII веках в окрестностях станицы старинного казачьего городка не являлись сами по себе чем-то исключительным.

Главное заключалось в том, что для этой территории уже существовал солидный объём научных исследований: были сделаны важные археологические открытия, интересные палеонтологические находки, проведены изыскания в области искусствоведения, военной истории, этнографии.

Более того, была определена тематика дальнейших исследований в самых разных областях знаний.

Всё это стало возможным благодаря учителю раздорской средней школы Леониду Тимофеевичу Агаркову.

В одном человеке удивительно сочетались таланты исследователя, организатора, педагога: он ясно видел проблему, пути её решения и умел не просто заинтересовать, а зажечь этим своих учеников.

Именно во время школьных поисковых экспедиций было обнаружено неолитическое поселение «Ракушечный Яр», в результате чего в археологической науке появился термин «Ракушечно-ярская культура»; открыты новые страницы в изучении творчества В. И. Сурикова.

Возвращаясь к истории создания музея, нужно сказать, что накопленная научная информация послужила доказательством значимости территории, что и вызвало к жизни идею организации музея-заповедника.

Инициативная группа, состоявшая в основном из коренных раздорцев, обратилась за поддержкой к писателю, депутату Верховного Совета РСФСР А. В. Калинину. Авторитет А. В. Калинина, научное обоснование, написанное Л. Т.

Агарковым, помноженные на энергию общественности, сделали своё дело: был создан государственный музей-заповедник.

Уникальность и глубокую символическую значимость территории расположения музея-заповедника придают исторические обстоятельства, связанные с зарождением Донского казачества. Донское казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Воронежской областей и Калмыкии Российской Федерации, Луганской области Украины).

Природные условия, сложившиеся на территории нынешней станицы Раздорской и ее окрестностей, характеризующиеся широкой Донской поймой с террасами и прилегающими устьевыми участками таких крупных притоков Дона, как Северский Донец и Сал были издревле местами постоянного обитания человека.

Сочетание благоприятных природных и географических условий – перекрестком водных путей – было особенно ценно в степной зоне, поскольку обеспечивало обилие топлива в прибрежных пойменных лесах, значительные рыбные запасы, водопой для скота и концентрацию пойменных диких животных.

Все это способствовало обитанию человека на территории, ныне входящей в состав музея-заповедника с древних времен.

Это доказывают многочисленные материальные свидетельства, оставленные людьми (фрагменты керамики, древние орудия труда, остатки древних поселений и погребений), которые не редко встречаются в станице Раздорской и ее окрестностях.

Территория музея-заповедника составляет 3650 га и включает в себя места уникальных археологических находок. Здесь расположены археологические памятники эпохи неолита, бронзы, раннего железного века и средневековья.

В состав музея входят три старинных казачьих поселения, составляющих основные структурно-планировочные зоны: станица Раздорская, хутор Пухляковский, хутор Каныгин и остров Поречный, а также отдельные участки ценного ландшафта.

Станица Раздорская, основанная в первой четверти XVIII в., является ядром музея-заповедника, где сосредоточены основные федеральные памятники истории и культуры. Она сохранила планировочную структуру улиц, тянущихся вдоль берега Дона, и основные типы зданий, характерных периоду развития станичного центра XVIII–XIX вв.

На острове Поречный (662 га) в XVI в. был расположен Раздорский городок, утраченный в настоящее время, первый укрепленный опорный пункт, первая «столица» донских казаков (примерно с 1509 г.). Он был обнесен тыном (оградой из плетня) с земляными валами. Основным типом жилища являлись землянки.

Хутор Каныгин (1788 г.), один из наиболее сохранившихся целостных комплексов казачьей архитектуры конца XIX – начала XX вв., – типично казачий хутор, с сохранившейся майданной площадью, украшением которой является Рождество-Богородицкая церковь, построенная в 1879 году.

Хутор Пухляковский (1780 г.) (Собаченский до 1905 г.) частично сохранил в своей восточной части характер и масштаб усадебной казацкой застройки конца XIX – начала XX вв. С хутором Пухляковским связаны жизнь и творчество писателя А. В. Калинина. По мотивам его романа «Цыган» здесь проходили съёмки художественных фильмов.

Жители хутора хранят давние виноградарские традиции. Богатая культура виноделия представлена в экспозиции и этнографических программах музея-заповедника. В Пухляковской картинной галерее хутора, созданной по инициативе и при непосредственном участии А. В.

Калинина, представлены работы донских и российских художников-живописцев, графиков, скульпторов.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/7083/razdorskii-etnograficheskii-muzei-zapovednik

Ссылка на основную публикацию