Святой престол откроет посольство в подгорице | черногория

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах –

Святой Престол откроет посольство в Подгорице | Черногория

Статьи – ПАЛОМНИЧЕСТВО

МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

Монастырь Святой Екатерины —  один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565).

Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён.

Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.

Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов.

На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния – более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа, проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу – здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником – Иофор (Исход, 1:16). В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника.

Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни.

Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную.

Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами – Исход, 15:27).

Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1). В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога – основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).

Часовня на вершине горы Моисея

Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

Неопалимая Купина́ — в Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.

Неопалимая Купина

В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня – убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности – от 10 и местами до 20 метров.

Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия.

Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание 

Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.  

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом 

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни – вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения

Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

Куст Неопалимой Купины

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5).

Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: “сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исход, 3:5).

 Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Интерьер часовни Неопалимой Купины

Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше.

В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина.

Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея — колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.

Колодец Моисея 

На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград.

Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.

Рядом с садом, за монастырскими стенами, расположены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  Как избежать отказа в визе? | черногория

Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости.

В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков.

Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания.

Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Ссылки по теме:
Святая великомученица ЕКАТЕРИНА

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1148969

Богомольцу в назидание

Диакон Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже Николай Никишин в беседе с нашим корреспондентом рассказывает об истории одной из раннехристианских святынь – мощах святой равноапостольной царицы Елены, сохраняющихся в одном из парижских католических храмов.

– Отец Николай, как Вам стало известно, что мощи святой царицы Елены находятся в Париже? Можно ли предположить, что о них забыли? Эта святыня, судя по всему, ныне не прославляется в Католической Церкви, хоть и трудно поверить в то, что подобная ситуация могла возникнуть в связи с равноапостольной святой: мать первого в истории Римского императора-христианина Константина Великого восстановила в Палестине поруганные язычниками Святые места, связанные с земной жизнью Спасителя. Более того, царица Елена нашла на Голгофе Крест, на котором Господь принял крестную смерть. Не могли бы Вы рассказать, что Вам известно о мощах равноапостольной царицы? – Заняться историей мощей святой Елены меня побудил случай. Я давно уже слышал, что они хранятся в одном из парижских храмов. Побывав там, я увидел на стенах таблички с надписями: исцелившиеся от мощей царицы Елены свидетельствовали об этом и выражали ей свою благодарность. Но тогда я все же не вполне поверил, что в Париже, почти в забвении, пребывает такая великая святыня. Я тогда полагал, что в лучшем случае речь может идти о малой частице мощей. К тому же известно, что в Средневековье в католической среде было много недоразумений со святынями: в общем-то, и сейчас реликварий можно купить на парижском рынке.

Католический храм Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, д. 92), 

в котором неожиданно для православных были обнаружены святые мощи царицы Елены. Фото с сайта “Православная Франция” И вот, в этом году, так сложилось, я заинтересовался историей мощей святой царицы.

Незадолго до дня ее памяти мне захотелось сделать подарок одной нашей благочестивой прихожанке (она поет у нас на клиросе) по имени Елена, написав о ее Небесной покровительнице – о том, что, может быть, пока неизвестно широкому кругу православных читателей.

Когда я стал углубляться в историю, сопоставляя все, что было известно о мощах святой равноапостольной Елены, то вдруг с удивлением обнаружил, что речь идет не просто о какой-то частичке мощей, переданной в дар парижской церкви.

Оказалось, что в этом храме хранится, как раньше говорили, тело святой Елены, то есть останки, которые были в месте первоначального захоронения, за исключением тех частиц, что были отданы в дар в разные города христианского мира – в частности, в Константинополь.

И тогда передо мной, естественно, встал вопрос: как мощи царицы Елены могли оказаться в Париже, в одном из католических храмов? И уж совсем приводило в недоумение то, что улица, на которой находится церковь, отдана сейчас на откуп разного рода увеселительным заведениям низкого сорта, притонам, – это одна из немногих улиц в центре Парижа, по которым расхаживают женщины легкого поведения, на ней, едва ли не на каждом шагу, соответствующего характера магазины – два из них находятся как раз напротив церкви.

Долгое время до того, как к святыне потянулись православные, 

а вслед за ними и католики, рака со святыми мощами равноапостольной Елены  находилась высоко над главным престолом St-Leu-St-Gilles.  Теперь под ним устроена крипта, в которой каждый верующий может прибегнуть к благодатной силе честных останков Богом прославленной святой.

И мне захотелось разрешить вопрос: почему так получилось, что мощи святой Елены попали сюда? Когда я стал изучать исторические документы, используя применяющиеся в таких случаях методы исследовательского анализа, то с большим удивлением обнаружил, что все данные о мощах святой Елены согласуются между собой.

Получалось, что именно эта святыня хранится в парижском храме и нет здесь никакого противоречия ни доводам разума, ни доводам веры. История перенесения мощей во Францию выглядела очень естественной.

Прежде они хранились в Риме, в храме священномучеников Маркеллина и Петра, и один благочестивый французский монах (его звали Тёджис), который получил там исцеление по молитвам к святой Елене, загоревшись желанием получить ее мощи, спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой.

Ларец с честными мощами св. равноап. царицы Елены 

в крипте церкви St-Leu-St-Gilles.  Фото с сайта “Православная Франция”   Не надо думать, что его поступок получил единодушное одобрение. Когда монах принес похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли, потому что не было у него ни духовного авторитета, ни власти: все думали, что он обманщик.

Но чтобы его разоблачить по всем правилам, создали комиссию, в которую вошли местные ученые монахи: они, обратившись к книгам, хотели прежде всего разобраться, существовали ли мощи царицы Елены и могла ли в принципе такая ситуация, о которой рассказывал похитивший святыню монах, иметь место в действительности.

– Это происходило во Франции?  – Да, аббатство, в котором подвизался похитивший святыню монах, существовало до революции в местечке Овилье в Шампани, около Реймса, оно известно тем, что в нем жил в свое время монах дом Периньон, который изобрел шампанское. Именно туда и привез мощи святой Елены похититель Тёджис.

Убедившись, что все рассказанное им о святыне соответствует историческим данным, члены монастырской комиссии послали в Рим делегацию, состоявшую из трех монахов и священника, чтобы те, не предавая дело огласке, навели справки и выяснили, действительно ли мощи святой Елены из римского храма пропали.

В том случае, если это подтвердится, члены делегации должны были урегулировать возможный конфликт с Римским епископом, с Папой. Через некоторое время монахи вернулись и сообщили, что мощи действительно исчезли из Рима.

Итоги их посольства были восприняты как знак благословения Папы на то, чтобы похищенная святыня оставалась во Франции: Глава Католической Церкви прислал с возвратившимися монахами в подарок монастырю частицы мощей нескольких святых.

  Для верующего человека, наверное, самым убедительным свидетельством могло служить то, что пребывание этой святыни во Франции сопровождалось такими чудесами, что можно было увидеть в происшедшем проявление воли самой святой Елены. Величие совершившихся чудес и исцелений убеждало, что в перенесении мощей святой участвовала не только человеческая воля монаха Тёджиса, не только его желание.

Конечно, Папа в конце концов узнал о том, что произошло с мощами, но не потребовал, чтобы их вернули. – Описания чудотворений сохранились? – Да.

Болландисты, когда изучали вопрос о перенесении мощей святой Елены, составили список многочисленных исцелений, происходивших от этой святыни, начиная с девятого и вплоть до семнадцатого века, когда они составили и записали свой анализ – изученную ими историю перенесения мощей святой равноапостольной царицы. Знакомясь с этой историей, я узнал также следующее.

Результатами своего посольства в Рим французские монахи остались довольны. Но король Карл (получивший прозвище “Лысый”) посчитал, что свидетельства монахов недостаточно и что дело о похищении мощей все еще остается непроясненным. Король предложил, чтобы монаха Тёджиса, если он продолжает настаивать на том, что похитил именно мощи святой Елены, подвергли испытанию кипящей водой.

Монах согласился, веря, что святая Елена его защитит. Монашеская братия была, конечно, смущена подобным предложением, но воля короля есть воля короля… В течение двух-трех дней, предшествовавших испытанию, вся братия стояла на молитве.

Испытание происходило в присутствии Реймсского епископа Хинкмара, который являлся одной из самых известных личностей IX века, также в присутствии других представителей духовенства, короля, знати. Известно, что монах Тёджис вышел из испытания невредимым, и это было тогда воспринято как еще один знак того, что мощи подлинные.

С IX века, после всех описанных событий, мощи царицы Елены стали центром паломничества для всего Реймсского епископства. Монастырь, где они хранились, возрастал и процветал.

На протяжении последующей истории этой святыни несколько раз производили вскрытие мощей в связи с различными обстоятельствами: рака ли, в которой они хранились, обветшала, или какой-то благодетель предлагал для их сохранения раку новую, более богатую… Начиная с IX века о них свидетельствовали пять или шесть раз самые авторитетные люди – члены Католической Церкви того времени.

Во время революции, когда во Франции начались гонения на Церковь и разрушались монастыри, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее уже направлен отряд, получивший приказ конфисковать монастырское имущество, а затем разрушить и сам монастырь, взял мощи из раки и перенес их в церковь, находившуюся в соседней деревне.

Потом этот монах (звали его отец Грассар) был арестован, а монастырь – разрушен революционным отрядом и впоследствии продан новой властью окрестным крестьянам, использовавшим кирпичи монастырских строений для своих бытовых нужд.

Читайте также:  Главные события 2010 года в черногории | черногория

В 1820 году состарившийся уже отец Грассар решил передать спасенную им от поругания святыню в одну из окрестных церквей, где почитание святой Елены существовало с IX века. Но епископ Парижский посчитал, что эта святыня должна находиться в храме, где ей будет воздаваться более широкое почитание.

И тогда возникла такая удивительная оказия, что к этому монаху обратились рыцари Святого Гроба Господня – представители Святогробского Братства.

Это братство считало царицу Елену своей основательницей, так как она восстановила христианские святыни в Иерусалиме и построила церкви в Вифлееме и на Голгофе, где, как мы помним, по обретении ею Креста Господня произошло великое чудо: когда Крест был возложен на умершего, он воскрес.

– Это католическое братство существовало в Париже? – Да, называлось оно Королевское Братство Святого Гроба Господня: монах дом Грассар именно ему отдал мощи святой Елены. Братия осуществляли свои ежегодные собрания в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже. И мощи святой Елены были положены в ней под алтарем.

Когда эта святыня передавалась, состояние мощей было еще раз освидетельствовано: в раку вложили все документы (они передавались вместе с мощами в течение семи-восьми веков), подтверждавшие, что это те самые мощи, которые были перенесены в IX веке из Рима. История их продолжалась.

Во время Парижской Коммуны революционеры ворвались в церковь, где они хранились, и, схватив святыню, понесли ее выкидывать. Но тут, по чудесному Промышлению, один из офицеров восстал, заявив, что если кощунственники сделают еще хоть шаг, он начнет стрелять.

Тот, кто нес мощи, бросил их, – благодаря этому они и сохранились, в то время как все другие святыни храма были уничтожены, витражи его – разбиты, и церковь подверглась опустошению. – Брошенные мощи спрятал кто-то из ее прихожан? – Нет. Коммунары ушли, а мощи остались в храме.

Парижская Коммуна была, как оказалось, явлением эфемерным: существовала она два-три месяца, а потом все вернулось на круги своя. Опустошению церковь, где хранились мощи святой Елены, подверглась тогда, когда коммунары уже терпели поражение. После того как их представители, бросив мощи, ушли, священник поднял и сохранил святыню. С тех пор и поныне она хранится в этой церкви.

– Какое ей сейчас воздается почитание? – После того как я записал удивительную историю мощей святой царицы Елены, у меня возникло сразу два вопроса. Первый – что с ними сейчас? Второй – как могло получиться, что эти мощи находятся на улице, которая превращена в вертеп разврата? На первый вопрос ответ оказался неутешительным: католики просто забыли о хранящихся в их церкви мощах царицы Елены.

Это было связано со многими обстоятельствами и, прежде всего, с особенностями истории католического благочестия последних двадцати-тридцати лет. Ныне не осуществляются ни процессии, ни какие-либо службы, посвященные святой Елене, а существует только личное поклонение ее мощам. Ответ на второй вопрос был для меня более обнадеживающим. Если Вы помните житие святой Елены, одним из ее деяний, за которые она прославлена, было то, что царица разрушила языческие храмы на Голгофе: они были построены римлянами специально для того, чтобы уничтожить саму возможность поклонения христианским святыням. Один из этих храмов был посвящен Венере, другой – Юпитеру. При жизни святая Елена таким образом одержала победу над этими языческими богами – победила их, разрушив капища. И сейчас святые останки матери Константина Великого, может быть, и лежат в таком месте, чтобы равноапостольная царица стала нашей союзницей в борьбе против современного разгула языческой богини, против тех, кто вдохновляется ею в нашем нынешнем обществе. – Не могли бы Вы подробнее раскрыть причины того, что мощам святой Елены не воздается сейчас в Католической Церкви должного почитания? – Можно вопрос расширить: почему католики вообще все меньше поклоняются святым? Вопрос этот во многом связан с системой ценностей современного общества, с усилением в нем прагматических интересов – это с одной стороны. С другой – проявляется тенденция секуляризации (говоря по-русски – обмирщения) общества. В обстановке обмирщения, когда религия сводится к каким-то аспектам нравственного состояния, к системе нравственных идеалов, – места чуду, сверхъестественному общению в таком понимании христианской веры не остается. В Католической Церкви не только ослабло и почти прекратилось поклонение святым, но и совершение Таинств церковных в ее современной жизни становится все более формальным. И все меньше людей приходит в католические храмы. В этой связи и нужно рассматривать отсутствие поклонения святой Елене в Париже, несмотря на то, что там находятся ее мощи. Я повел в церковь, где они хранятся, одного своего знакомого священника. И он так потом об этом рассказывал: “Отец Николай привел меня в храм, но раки с мощами там мы не увидели. Я усомнился, хранятся ли они в этой церкви вообще”. В действительности же мощи там, но не предлагаются для поклонения. Это давний католический обычай: мощи святой скрыты в саркофаге, их даже не видно (как оказалось, он подвешен под сводами). И по документам известно, что святыня там и что последнее вскрытие было в 1922 году: в достоверности этого сомневаться нет никаких оснований.

Беседу записала Елена Алексеева

Главная Маршруты Беларусь Россия Грузия Израиль Греция Болгария Европа

Источник: https://www.palomnik.by/palomnik/sermons/art-926/

Святыни Черногории

Православие является одной из трёх основных религий в Черногории, самой массовой. Свыше 400 000 человек, а это 75 % населения Черногории, являются православными христианами. В Черногории главенствует Сербская православная церковь, которая объединяет бо́льшую часть православных верующих.

Существует также малочисленная неканоническая Черногорская православная церковь, возникшая после отделения Черногорского княжества от Сербского государства в конце XIV века. Церковь именует себя автокефальной, но не признана в этом статусе другими православными поместными Церквами.

Если искать отличия русского православия от черногорского, то основными будут являться:

в черногорской церкви наиболее частой стойкой для свечей является емкость, наполненная песком, на подставке с длинной ножкой. В России это не распространено;

в Черногории нет традиции надевать головной убор женщинам и не надевать — мужчинам.

Цетинский монастырь

Цетиньский монастырь (монастырь Рождества Пресвятой Богородицы) был основан в 1484 году князем Иваном Црноевичем. В монастыре служили святой Петр Цетиньский и святой Василий Острожский. В 1692 году Сулейман-паша разрушил монастырь до основания.

Монастырь отстраивался заново. В монастыре находятся частица мощей святого Феодора Стратилата, святой Февронии-голубицы.

В монастыре хранятся три святыни – частица Святого Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, Десница святого Иоанна Крестителя, крестившая Господа в реке Иордан, и икона Пресвятой Богородицы Филермской (Богородица Филеримоса – Пустынелюбительница), написанная кистью святого апостола Луки. В настоящее время монастырь является местом пребывания митрополита Черногории.Нижний острожский монастырь.Монастырь ОСТРОГ.

О́строг (черногор. Ostrog) — действующий сербский православный монастырь в Черногории, расположенный в горах в 15 км от города Даниловграда, на высоте около 900 м над уровнем моря. Основан в XVII веке. В монастыре хранятся мощи его основателя — святого Василия Острожского, чудотворца и исцелителя, скончавшегося 29 апреля (12 мая) 1671 г.

Также имеются и подарки от монастыря. В сюрприз входит святая вода (на бутылке имеются рисунки острога и разных вещей) и масло. В монастыре живут 12 монахов. Острог состоит из двух частей. Нижний монастырь был основан в середине XIX века, состоит он из келий и церкви Св. Троицы. В ней покоятся мощи св.

новомученика Станко, 15-летнего мальчика, которому турки отсекли руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать. Верхний монастырь отделен от Нижнего дорогой длиной около 5 километров, проходящей через лес.

Однако паломники, идущие пешком, обычно пользуются более короткой пешеходной дорогой, которую можно преодолеть за 20—25 минут. Верхняя часть встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря, она двухуровневая, и там находятся самые важные достопримечательности монастыря.

Эта часть комплекса состоит из двух небольших церквей: Крестовоздвиженской (1665 год) и Введенской церкви девы Марии (XVIII век). Введенская церковь — это очень маленький храм, 3 на 3 метра, расположенный чуть выше Крестовоздвиженской церкви. Именно в Введенской церкви Святой Василий провёл 15 лет в молитвах.

На скале — изображение-икона Василия Острожского. В реликварии Введенского храма хранится ковчег с чудотворными мощами Святого Василия Острожского, а также молитвенная книга 1732 года и храмовые подсвечники, датируемые 1779 годом.

Монастырь находится на расстоянии около 30 км к западу от Подгорицы, у подножия скалы Острошка Греда (Ostroška greda), в 8 км от дороги, соединяющей города Подгорица и Никшич. Добраться до него возможно рейсовым автобусом из Никшича или Подгорицы или на машине. Дорога местами очень узкая и тяжёлая.Острова Госпа од Шкрпела и Святого Джорджа с высоты птичьего полёта.Остров Госпа од Шкрпела.

Остров Госпа од Шкрпела в Которской бухте искусственного происхождения. Вокруг рифа были насыпаны камни. Там, по преданию, была обнаружена икона Богородицы. В церкви Богородицы, построенной в честь найденной иконы, моряки оставляли выбитые серебряные пластины с датами морских путешествий. А если корабль не возвращался из плавания, то пластины оставались «открытыми».

Икона, которую женщина вышивала собственными волосами и нитками в томительном ожидании любимого, хранилась в церкви. Оставшиеся иконы она вышила уже седыми волосами, так и не дождавшись возращения любимого.Остров Святого Джорджа.Остров Святого Джорджа с кипарисовой рощей. Он находится недалеко от Госпа од Шкрпела.

На нем расположены Монастырь Святого Джорджа (Георгия) и старое кладбище Пераста. Остров Святой Георгий возник естественным путем. С 12 столетия на острове находилось бенедиктинское аббатство, которое со временем изменило и свое назначение, и свой вид.

Читайте также:  Дворец короля николы i | черногория

Черногорские аналоги Ромео и Джульетты – рисанские Фране и Катица покоятся на кладбище, которое находиться здесь же, на острове.Собор Воскресения Христова. г. Подгорица.Часовня Богородицы Здравие.

Часовня Богородицы Здравие (ее построили пережившие эпидемию чумы жители)Cобор Св. Трифона

Св. Трифон – покровитель мореплавателей Боки Которской. Местное предание говорит нам о том, что в 809 г. мореплаватели везли его святые мощи, возвращаясь из похода в Малую Азию. Несколько дней продолжался сильный шторм, и они решили укрыться в Боко-Которской бухте. Жители города решили, что св.

Трифон не хочет покидать эти места, т.к. шторм не прекращался. Поэтому богатый горожанин Сараценис выкупил мощи у венецианцев и поместил их в специально построенную маленькую церковь.

Позже в городе воздвигли монументальный собор, который неоднократно перестраивался, но мощи святого мученика (ларец с мощами и серебряный кубок с головой святого Трифона) всегда пребывали в нем. Там же, в соборе, находится саркофаг, в котором похоронен почетный гражданин Котора Андреа Сараценис.

Во время страшного землетрясения XVII в. башни собора обрушились, и обломки засыпали многие дома и даже княжеский дворец. Под ними погибли князь и его семьяЧасовня Св. мученицы Недели.

Посередине бухты Петроваца расположены два небольших острова – остров Святой Недели и Катич. На острове Святой Недели построена небольшая церквушка, её построил рыбак, спасшийся здесь после кораблекрушения. На Острове Катич растёт несколько сосен.

Острова расположены почти перпендикулярно линии берега, так что один закрывает другой, если смотреть на них с городского пляжа Петроваца, но если перейти на один из дальних пляжей города, оба острова видны во всей красе. Легенда об острове Св.

Недели гласит, что во время сильнейшего шторма несколько моряков нашли спасение после кораблекрушения у берегов Петроваца на маленьком островке. На камнях они возвели небольшую церковь, которая и сегодня является оберегом для местных моряков. Часовня Св. м.

Недели действующая, но службы проходят очень редко. Мученица Неделя – местная святая (неделя по сербски – воскресенье), её икона стоит в храме Св.Ильи в Петроваце.

Источник: http://avebest.tourister.ru/photoalbum/4261

Источник: http://www.montenegroinside.com/ru/reports/788-svyatyni-chernogorii.html

Черногория. Заметки паломника

Маленькая, но необыкновенно красивая, Черногория богата православными святынями. По всей территории страны, словно драгоценные жемчужины,   рассыпаны десятки небольших  монастырей.

С точки зрения российского паломника они больше напоминают скиты, так как там проживает не более 10-12 монахов, а чаще всего 6-7.

А вот количество  желающих побывать в святых местах Черногории, приложится к  мощам преподобного Петра Цетинского Чудотворца или святого Василия Острожского, исчисляется десятками тысяч.

ЦЕТИНЬЕ – ПОДГОРИЦА – ДАЙБАБЕ — СКАДАРСКОЕ ОЗЕРО

В  Цетиньский мужской монастырь, основанный в 1465-1490 гг.

паломники приезжают, чтобы поклониться многочисленным святыням: Деснице Иоанна Крестителя, частице Честнаго и Животворящего Креста Господня, мощам Черногорского митрополита Петра Цетинского Чудотворца и другим.

 Этот монастырь считается символом православной Черногории и центром ее духовной жизни. А в  национальном музее города Цетинье хранится  икона Божией Матери  Филермская, написанная по преданию апостолом Лукой.

В столице страны Подгорице находится самый большой православный храм в Черногории — кафедральный собор Воскресения Христова. Его торжественное освящение состоялось в год  1700-летия Миланского эдикта.

Божественную Литургию в день освящения служил Вселенский Патриарх Варфоломей в сослужении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Патриарха Сербского Иринея, высокопоставленных представителей других Православных церквей. Собор поражает своей монументальностью и красотой внутреннего убранства.

Основанный  в конце XIX века Пещерный Успенский мужской монастырь Дайбабе, где покоятся  нетленные мощи  его основателя — прп. Симеона Дайбабского, одного из самых ученых мужей тех времен, воспитанного в Киево-Печерской Лавре, находится недалеко от Подгорицы.

Фасад  церкви  и две колокольни по бокам пристроены к скале.

Войдя внутрь и оказавшись в пещерном храме, паломники  могут увидеть росписи на стенах и потолке пещер,  сделанные самим преподобным Симеоном, приложиться к его мощам, поклониться  почитаемой «Иерусалимской иконе Божией Матери».

Плавание на катере по  крупнейшему на Балканах живописному Скадарскому озеру, поросшему вдоль берегов белыми и желтыми кувшинками, запоминается невероятно красивыми пейзажами и посещением островов.

Например,  самого большого на озере острова Вранина, где на холме расположена церковь свт. Николая Чудотворца, принадлежащая одноименному мужскому монастырю, основанному здесь в XIII веке.  В средние века почти на каждом острове Скадарского озера находились небольшие православные монастыри, благодаря чему эти места получили название «Зетский Афон».

БУДВА И ПРИБРЕЖНЫЕ МОНАСТЫРИ

Пешеходная ознакомительная экскурсия по Старой Будве начинается со  знакомства с храмом Святой Троицы, возведенным в соответствии с византийскими традициями  из белого и красного камня в начале XIX в. по образцу  Успенского храма монастыря Подмаине в Будве.

Внимание паломников привлекают позолоченный барочный иконостас, яркие фрески и расположенная над входом в церковь красочная мозаика, копирующая икону Святой Троицы  Андрея Рублева.

Современная Будва и Старый город

В северной части Будвы на возвышении расположен мужской монастырь Подмаине (или Подострог).

  Этот монастырь, точная дата основания которого не известна,  долгое время был приморской резиденцией Черногорских митрополитов.Два действующих храма монастыря посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

Праздник Успения имеет особое значение для Сербии и Черногории, так как в 1219 г. в этот день Сербская Православная Церковь стала автокефальной.

Мужской монастырь Прасквица(1413 г.) расположен в оливковой роще недалеко от знаменитого острова св. Стефана. Храмы монастыря посвящены Святой Троице и Святителю Николаю.

В старинных  кельях находится монастырский музей с сокровищницей. Сохранилась ценная библиотека,   фонд которой насчитывает   5000 книг.

Вид на остров св. Стефана

Мужской монастырь Режевичи был основан в XIII в. Согласно легенде, король Стефан Первовенчанный в 1226 г., проходя со своей свитой мимо деревни, испил здесь местного вина и заночевал. В память об этом и была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Через сто лет рядом была возведена церковь в честь Святого архидиакона Стефана, а в 1770 г. в появилась церковь Святой Троицы. В монастыре  сохранились фрагменты фресковой росписи, почитаемая икона Божией Матери «Скоропослушница — Режевичская» (конец XVII в.), Четвероевангелие (первая половина XIX в.

), и другие святыни и  ценные предметы.

БОКО-КОТОРСКИЙ ЗАЛИВ

Ковчег с мощами мч. Трифона

Кафедральный собор

В живописной Боко-Которской бухте паломники непременно посещают  окруженный горами древний город Котор. Мощи св. мч. Трифона, покровителя города и всей бухты, бережно  хранятся в посвященном этому святому католическом Кафедральном соборе.

В одном из старейших храмов Черногории, церкви апостола и евангелиста Луки XII в., можно увидеть фрагмент фресок периода ее основания, уникальный иконостас с изображением Спасителя,  иконы с частицей мощей св. ап. Луки и с частицами мощей свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста.

В расположенной напротив церкви Святителя Николая Чудотворца начала XIX в. находится чудотворный список с иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица».

Церковь апостола Луки

Церковь свт. Николая Чудотворца

Главная святыня женского монастыря Баньа(XII-XIII в.в.), которую сестры выносят для поклонения паломникам — частица мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Монастырь расположен на высоком берегу бухты, по дороге к нему и с его территории открываются замечательные виды.

Монастырский комплекс Савина мужского монастыря в городе Герцег-Нови, основанного в 1030 г. состоит из трех церквей  — Малая Успенская церковь, Большой Успенский храм, церковь Святого Саввы (по преданию построенная им самим еще до основания монастыря), келейного корпуса и кладбища.

В начале XIX века на этом кладбище были захоронены  русские моряки, погибшие  при освобождении Боки от наполеоновских войск, а в XX веке здесь нашли свой последний приют многие эмигранты из России.

Самые почитаемые святыни монастыря — чудотворная икона Савинской Богородицы, мощи сербской царицы Елены (преподобной Евгении),  перст святого апостола Фомы,  частица мощей святого Великомученика и Победоносца Георгия и  хрустальный крест святого Саввы в серебряном окладе.

Мужской монастырь Архангела Михаила расположен на полуострове Михольска Превлака (Остров Цветов).  Точное время основания обители неизвестно, но самый древний храм монастыря в честь Архангела Михаила относят к VI в.

История монастыря, где до XV в.  находился престол епископов Зетской епархии (старое название Черногории), полна трагических событий. В настоящее время монастырь восстанавливается. Основные святыни монастыряикона с частицами мощей 70 Превлакских мучеников, икона с частицей мощей прв. Феодора Ушакова; имогила прв. Екатерины Превлакской.

ОСТРОГ И ЖДРЕБАОНИК

В мужском монастыре Острог, расположенном в 15 км от Даниловграда находятся мощи св.  Василия Острожского Чудотворца,  который считается  самым известным святым в Черногории.  Почитают святого и приезжают сюда не только православные, но и представители других конфессий и религий со всего мира.

Монастырь был построен на месте древних пещер в скале Острошка Греда на высоте почти 900 м над уровнем моря, где до этого уже обитали монахи-отшельники, в 1665 г.

под началом архиепископа Герцеговинского Василия Иоанновича, мощи которого  после его кончины и стали творить многочисленные  чудеса. Высеченный в отвесной скале Верхний монастырь имеет две церкви — Введенскую размером всего 3х3 м,  в которой  св.

Василий Острожский провел 15 лет в молитвах и где находится рака с его мощами, и Крестовоздвиженскую.

В Нижнем монастыре (середина XIX в.),  расположены   кельи монахов и  храм Святой Троицы, где хранятся мощи рук святого новомученика Станко, 15-летнего пастуха, которому турки отрубили руки, державшие крест. Путь от Нижнего к Верхнему монастырю  лежит по  5-ти километровому серпантину, который некоторые особо ревностные паломники преодолевают пешком.

В женском Свято-Архангельском монастыре  Ждребаоник, основанном в XIII в., храме Святого Архангела Михаила воздвигнутом в 1818 году,покоятся  мощи св. Арсения, архиепископа Печского, просветителя Сербского и Вселенского.

Это второй архиепископ Сербской Православной церкви, ученик св. Саввы Сербского и первый Сербский святой, канонизированный Русской Церковью в 1549 году.

Сестры монастыря очень доброжелательны к паломникам, а небольшая территория поражает своей ухоженностью и чистотой.

Источник: http://solovki.moscow/4260-2/

Ссылка на основную публикацию