Современные налогоплательщики расплачиваются за долги ссср | черногория

Расплатились за Союз: Россия погасила последний долг СССР

Россия выплатила задолженность по обязательствам бывшего СССР перед Боснией и Герцеговиной в размере $125,2 млн. Это последняя выплата по обязательствам Советского Союза.

Теперь из государственного внешнего долга осталась только задолженность перед Южной Кореей, составляющая $594 млн, отметили в Минфине.

Почему Россия выплачивает долги за СССР и как проходит этот процесс — в материале RT.

Россия погасила все задолженности по обязательствам бывшего СССР перед иностранными государствами. Об этом сообщает Министерство финансов России. Последней выплатой стало погашение задолженности перед Боснией и Герцеговиной:

В ведомстве подчеркнули, что Босния и Герцеговина — это последнее иностранное государство-кредитор бывшего СССР (или России), обязательства перед которым оставались неурегулированными. Задолженность перед ним составляла $125,2 млн.

«Государственный внешний долг Российской Федерации перед Боснией и Герцеговиной возник в связи с признанием Россией ответственности по обязательствам бывшего СССР, возникшим в рамках торгово-экономического сотрудничества с Югославией (в доле, приходящейся на Боснию и Герцеговину)», — отметили в Минфине.

21 марта правительство России и совет министров Боснии и Герцеговины подписали соглашение об обязательствах бывшего СССР по расчётам, связанным с товарооборотом между бывшим Советским Союзом и бывшей Югославией. Документ вступил в силу 20 июля, а 8 августа Россия выполнила свои обязательства. Отмечается, что задолженность была погашена единовременным денежным платежом.

На данный момент в части государственного внешнего долга перед официальными двусторонними кредиторами у России осталась только задолженность перед Южной Кореей. Её размер составляет $594,3 млн.

«В соответствии с действующим двусторонним межправительственным соглашением указанный остаток обязательств подлежит погашению в период до конца 2025 года», — пояснили в ведомстве.

  • Посольство Боснии в России
  • © Wikimedia / Denghu

Старые долги

На момент распада СССР сумма внешнего долга страны составляла почти $96,6 млрд. В 1993 году Россия взяла на себя обязательства Советского Союза. Кроме того, страна согласилась выплатить долги царского правительства, которые игнорировала советская власть.

Взяв на себя обязательства других бывших республик СССР, Россия освободила их от обязанности выплачивать долги, которые составляли почти 40% от общей суммы. Согласившись на такой расклад, республики отказались и от всех активов.

Однако это не помешало Украине создать в 2014 году межведомственную группу по изучению возможности отстаивания в судах интересов украинского государства для решения вопроса правопреемственности внешнего долга и активов бывшего СССР. Таким образом Киев намеревался «провести инвентаризацию всего, что может принадлежать Украине».

«В случае, если украинская сторона возвращается к проблеме «нулевого варианта», российская сторона оставляет за собой право настаивать на незамедлительной компенсации Украиной Российской Федерации упомянутых 20 миллиардов долларов США долга бывшего СССР», — отметили тогда в МИД.

Также по теме

Гуд-бай, гривна: к чему может привести отказ от торгов украинской валютой на Московской бирже

Специалисты Московской биржи объяснили своё решение приостановить торги гривной. По их словам, интерес брокеров к этой денежной…

Обязательства перед Парижским клубом в размере $23,74 млрд были закрыты в 2006 году, а вот долги отдельным странам выплачивались достаточно долго.

Дело в том, что иногда задолженность являлась следствием обмена товарами: СССР поставлял оборонную продукцию и энергоресурсы, импортируя потребительские товары.

Так происходило и с Югославией, в связи с чем долги балканским странам Россия выплачивала в последнюю очередь: в 2013-м был закрыт долг перед Черногорией ($18 млн), а в 2016-м — перед Македонией.

Один из последних крупных долгов тоже был выплачен в 2016 году: Россия перечислила Кувейту $1,1 млрд и доплатила еще $620 млн в виде поставок высокотехнологичной продукции.

Такой большой долг возник в связи с тем, что СССР в 1991 году взял у Кувейта кредиты в целях исполнения финансовых обязательств и оплаты так называемого критического импорта. Позднее из-за неспособности распавшейся страны выполнить обязательства по внешнему госдолгу 30 мая 2006 года было подписано соглашение между правительством РФ и Кувейтом. 

При этом сама Россия списала значительную часть долга развивающимся странам, которые не имели возможности его выплатить. В 2014 году Россия простила Кубе более $30 млрд долга, что составляло 90% от общей суммы обязательств. Остаток долга, составляющий $3,5 млрд, предписали погасить 20 равными долями в течение десяти лет.

Крупные долги Россия списывала также Ираку ($21,5 млрд), Монголии ($11,1 млрд), Афганистану ($11 млрд) и Северной Корее ($10 млрд). А ряду африканских стран российское правительство «подарило» более $20 млрд. В общей сложности Россия простила долги более чем на $100 млрд.

Источник: https://russian.rt.com/business/article/421644-rossiya-dolgi-sssr

Россия расплатилась за рис, съеденный всем СССР

Москва и Бангкок подписали соглашение о порядке выплаты долгов за 205 тонн риса, поставленных Таиландом ещё в СССР в 1990—1991 годах.

Россия, как правопреемник Советского Союза, унаследовавший все советские долги, обязуется выплатить тайской стороне 63,2 миллиона долларов в течение двух лет, причём 36,4 миллиона из них должны быть выплачены в течение ближайших 30 дней. Набежавшие за 20 лет проценты на сумму в 9 миллионов долларов Бангкок великодушно согласился простить.

Решение о реструктуризации долга было подписано Москвой и Бангкоком ещё в 1994 году, однако из-за дефолта в России в 1998 году и частых смен правительств в Таиланде решение вопроса о советских долгах постоянно откладывалось. В 2003 году стороны заключили новое соглашение, по которому часть советского долга Россия обязалась выплатить Таиланду боевыми вертолётами.

Однако, как заявил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, из-за частой смены властей в Таиланде менялись приоритеты, «мы колебались между разными видами товаров». И вот наконец точка поставлена. Тем не менее, по долгам бывшего СССР нам платить еще долго.

Напомним вкратце историю вопроса. Вплоть до начала восьмидесятых годов Советский Союз крайне аккуратно брал внешние займы и всегда неукоснительно выполнял свои долговые обязательства.

На 1 января 1983 года внешний долг СССР не превышал 5 миллиардов долларов, что составляло менее 1,5% валового национального продукта (ВНП) страны. Всё изменилось с приходом к власти Михаила Горбачёва и его команды.

В 1985 году СССР взял на внешнем рынке сразу 15 миллиардов долларов, в результате чего долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила 30 миллиардов долларов, а в 1989 г. внешний долг достиг 50 миллиардов. (8% ВНП).

После того, как распад Советского Союза сделался неминуем, встал вопрос о том, кому и как расплачиваться по советским долгам.

28 октября 1991 года, республики, объявившие себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.

4 декабря между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно 57 миллиардов долларов или 10% ВНП России.

Однако, 2 апреля 1993 г. правительство России неожиданно заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР, в обмен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь советский внешний долг в размере 96,6 миллиарда долларов.

Было ли подобное решение оправданным в тех условиях, мы поинтересовались у доцента кафедры банковского дела Высшей школы экономики Виктора Шпрингеля:

— У России в начале девяностых просто не было иного выхода, нежели принять на себя советские долги.

Блокирование заграничных активов бывшего СССР, которое неизбежно случилось бы в случае реструктуризации советского долга, привело бы к неоправданным тратам на аренду посольств, консульств и так далее.

Но главное — это решение позволило Москве взять на себя статус страны-правопреемницы СССР, сохранить за собой кресло в Совете Безопасности ООН и место Советского Союза в других международных структурах.

«СП»: — Но не грозит ли России статус правопреемницы СССР реальными имущественными претензиями со стороны бывших советских республик? То там, то сям в постсоветских странах раздаются требования «выплаты компенсаций за оккупацию»…

— Эти требования обречены остаться на уровне газетной риторики. Никаких прав на компенсацию со стороны России постсоветские республики не имеют — по той простой причине, что они никогда не смогут юридически доказать факт оккупации.

Советский Союз с формальной точки зрения был единым государством и присоединение даже прибалтийских республик было обставлено всеми необходимыми двусторонними договорами.

С другой стороны, именно статус страны-правопреемницы позволил России вступить в 1997 году в Парижский клуб стран-кредиторов.

«СП»: — А какой в этом был смысл?

— Вступление в Парижский клуб позволило России начать игру на международном долговом рынке, предлагая в обмен на советские долги задолженности других стран бывшему Советскому Союзу.

А должны нам были много: на момент вступления в Парижский клуб Россия имела в активе около 150 миллиардов долларов обязательств, взятых у СССР Эфиопией, Мозамбиком, Йеменом, Вьетнамом, Алжиром и другими африканскими и азиатскими странами. Понятно, что значительную часть этих долгов пришлось списать в силу полной некредитоспособности стран-должников.

Однако даже имеющиеся резервы позволили России сократить объём советских внешних долгов, висящих на нашей шее, с 96,6 миллиарда до 57,5 миллиарда долларов, то есть почти наполовину.

Для сравнения: внешний государственный долг самой России составил на 1 мая 2011 года 38,8 миллиарда долларов. Москва неоднократно предлагала Парижскому клубу полностью выплатить долги СССР, однако наши западные партнёры предпочитают получать по ним процентные выплаты, а сами долги сохранять, как рычаг возможного политического давления на Москву.

Для этой цели, кстати, отлично подходят и частные долги, бездумно набранные в горбачёвскую эпоху.

Мы уже привыкли к тому, что время от времени из небытия выныривает какой-нибудь малоизвестный кредитор, дававший в долг советскому правительству в годы перестройки, и требует выплатить ему всё и немедленно, угрожая в противном случае наложить арест на российское имущество.

Наиболее прославился в этом смысле швейцарский финансист Нисим Гаон, глава фирмы Nogа, ссудивший в апреле 1991 года 420 миллионов долларов Советскому Союзу на покупку зерна, а сегодня выставляющий России счёт в общей сложности на 1,5 миллиарда долларов.

Но если для Гаона попытки арестовать российские самолёты, прилетевшие на авиасалон в Ле-Бурже или картины, прибывшие из Пушкинского музея на выставку в Лувр, стали своего рода развлечением на старости лет, то государства всё-таки стараются урегулировать свои долговые проблемы с Россией, оставшиеся ещё от советских времён.

Так, близится к разрешению проблема выплаты долга бывшего Советского Союза бывшей Югославии. В отличие от России, в Югославии не нашлось никого, кто взял бы на себя долговые обязательства, и бывшие югославские республики затеяли между собой долгий процесс дележа общих долгов.

Окончательно вопрос решился только недавно — и Москва немедленно выразила готовность заплатить каждой из республик бывшей Югославии, что она должна.

Так, долг Словении в 129 миллионов долларов был выплачен ещё в декабре, а Босния и Герцеговина получит с России то, что ей досталось от Югославии (125 миллионов долларов), как только в Сараево решат, в какой форме им удобно получить свои долги.

Сколько должна Россия

Совокупный внешний долг Российской Федерации, согласно данным ЦБ на 1 апреля 2011 года, достиг 504 миллиардов долларов, что составляет примерно 30% от ВВП страны за прошлый год.

При этом государственный внешний долг, по данным Минфина, не превышает 38,8 миллиарда долларов, задолженность перед официальными кредиторами-членами Парижского клуба — 682 миллиона долларов, задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб — 1,6 миллиарда долларов и задолженность перед международными финансовыми организациями — 2,9 миллиарда долларов.

За вычетом 57,5 миллиарда долларов долгов бывшего СССР всё остальное — это коммерческая задолженность, набранная за рубежом российскими частными корпорациями (правда, многие из них — с государственным участием). По данным Росстата, в первом квартале 2011 года объем иностранных инвестиций составил более 44,3 миллиарда долларов — это в 3,4 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года.

Из них прямые инвестиции составили менее 4 миллиардов долларов, а подавляющее большинство средств пришли в страну в качестве кредитов. Причем торговые кредиты из них составили почти 5 миллиардов долларов, а все прочие — 34,5 миллиарда долларов.

Источник: https://svpressa.ru/economy/article/44013/

Россия купила любовь Африки за многомиллиардные долги СССР

29 сентября 2017, 15:24  •  1117 • Аналитика

Россия списала африканским странам многомиллиардные долги СССР в надежде на дружбу и преимущество перед Китаем.

Россия списала странам Африки долг на сумму более $20 млрд. Аннулирование произошло в рамках инициативы по оказанию помощи беднейшим странам с большой задолженностью. Об этом накануне рассказал президент России Владимир Путин после переговоров с президентом Гвинеи Альфой Конде.

Ранее в начале сентября, выступая на саммите БРИКС, российский лидер  заявлял, что РФ активно сотрудничает со структурами ООН в вопросе реализации устойчивого развития африканских стран до 2030 г. В 2016 г.

Россия выделила по каналам Всемирной продовольственной организации на нужды поддержки стран Африки $5 млн.

Во времена Советского Союза очень многие развивающиеся страны получали помощь от Москвы, и эти долги были признаны и впоследствии после распада союза перешли к России как к стране правопреемнице СССР. Списание долгов для РФ на сегодняшний день самая доступная форма провозглашения своего конструктивного подхода к развитию всесторонних отношений с развивающимися странами, в том числе и Африки.

Конкуренция на африканском континенте возникла как следствие успокоенности Запада и США после того, как исчезла биполярная система, и пропало ощущение конкуренции со стороны СССР.

В результате чего в этот момент произошло усиление Китая, который в основание своей внешней политики и развития стратегических отношений в развивающихся странах сделал ставку на финансово-инвестиционную политику.

Поэтому сегодня США и Евросоюзу приходится выступать в роли догоняющего Китай, отметил директор Центра африканских исследований РУДН, профессор кафедры теории и истории международных отношений Владимир Юртаев.

Что касается российских интересов на африканском континенте, то, по словам собеседника газеты «Колокол России», сегодня Москва пытается вернуть утраченные позиции и заработать положительный имидж за счет списания долгов.

Читайте также:  Тонкости мобильной связи в черногории | черногория

«Для РФ именно в этом направлении открываются перспективы, потому что мы не можем предложить ту масштабную модель финансирования, какую активно ведет Китай в Африке. Россия делает ставку на развитие отношений с африканскими странами через человеческий, гуманитарный подход, что очень высоко ценится внутри этих государств. Для менталитета многих европейских стран такой подход выглядит нелогичным, однако нередко РФ прибегает к решению определенных вопросов именно таким, гуманным путем, прощая чужие долги. Все это ставит Россию на иной уровень развития отношений с африканскими странами, и лидеры этих государств прекрасно понимают, что когда возникают вопросы торгово-экономического сотрудничества, РФ будет иметь большое преимущество перед другими. При этом для РФ это не является главным условием для сотрудничества, что тоже очень положительно влияет на формирование российского имиджа на континенте», – пояснил эксперт

По мнению Владимира Юртаева, гуманность к другим государствам и народностям исторически была сильной отличительной чертой России, более того, сегодня она никому себя не навязывает силовыми методами, придерживаясь равноправного подхода.

«Сегодня России необходимо расширить информирование мирового сообщества о том, как наша страна выстраивает отношения с теми странами, которым еще предстоит найти свой путь в процессе глобализации и интегрироваться к процессу обустройства мирового пространства. Для этого необходимо освободиться от долгового бремени, что сегодня РФ наглядно и демонстрирует, являясь положительным примером для западных стран», – полагает собеседник издания.

Долги, которые Россия выплатила за СССР, и долги, которые имели африканские страны перед Советским Союзом, носили разную природу, отметил руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев.

В конце 80-х годов Союз оказался в тяжелейшем экономическом положении и нуждался в притоке финансовых средств.

Для того чтобы вывести страну из экономического пике и прекратить инфляционную спираль, генсек Михаил Горбачев по всему миру ездил, выпрашивая деньги, в том числе и у своих союзников по Варшавскому договору, напомнил собеседник газеты «Колокол России».

«История африканских долгов имеет совсем иное происхождение. Советский Союз поставлял африканским странам оружие в кредит и по международным правилам деньги, которые были потрачены на закупку у Союза оружия, не подпадают для обязательного возврата. Таким образом, у РФ не было фактически реальных возможностей вернуть эти средства.

Проводимая РФ политика списывания миллиардных кредитов изначально оговаривалась российским руководством со странами-должниками, предоставляя России ряд преференций.

Что касается долгов Восточно-европейским странам, то РФ, как правопреемница обязана была выплатить эти долги, потому что это были товарные поставки продуктов питания», – пояснил эксперт.

В 1993 году Россия взяла на себя обязательства бывших советских республик по внешнему долгу. Взамен они отказались от причитавшейся им доли в зарубежных активах СССР. В 2006 году Москва досрочно погасила долг СССР перед Парижским клубом кредиторов. Всего было выплачено 23,7 миллиарда долларов.

В последующие годы Россия расплатилась с Чехией, Финляндией и Черногорией — на общую сумму 3,65 миллиарда долларов. В 2015 году был полностью выплачен советский долг Китаю в сумме 400,9 миллиона швейцарских франков.

В 2016 году Россия погасила долг перед Кувейтом в размере 1,1 миллиарда долларов. В феврале 2017 года Москва рассчиталась с Македонией, перечислив 60,6 миллионов долларов. В августе этого года РФ выплатила 125,2 миллиона долларов Боснии и Герцеговине.

Это было последнее иностранное государство — кредитор бывшего СССР.

«Несмотря на то, что списанные деньги ряду стран сегодня были бы очень кстати и помогли бы российской экономике, однако у Москвы нет реальных рычагов по возврату этих кредитов.

СССР поставлял африканским странам оружие в кредит и шел на это сознательно в надежде усилить там свое геополитическое влияния и получить экономические преференции, однако в итоге экономически страна надорвалась.

Поэтому сегодня современной России приходится расплачиваться за те грехи, которые были совершены несколько десятилетий назад советским руководством. Таким образом, проводимая Россией политика по списанию долгов вполне оправдана и разумна», – резюмировал Борис Шмелев.

За последние несколько лет Россия списала многомиллионные долларовые долги Узбекистану, Кубе, Монголии. В середине июня Россия также списала долг еще одной стране – Киргизии. Задолженность составляла $240 млн. В целом за последние 11 лет Россия списала Киргизии $703,2 млн внешнего долга.

Анатолий Молчанов

Источник: https://pravdoryb.info/rossiya-kupila-lyubov-afriki-za-mnogomilliardnye-dolgi-sssr-127701.html

8 Понятие и сущность денег.doc

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноЛекция по дисциплине “Экономика организации” – Понятие, сущность, история денегПросмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Понятие, сущность, история денегВ истории денег можно выделить две совершенно разные эпохи:Первая – время поиска, открытия и использования подлинных, нормальных денег, обладающихстоимостью, вторая – эпоха современных денег.Для первой из них характерны следующие черты. Это была эпоха товарных эквивалентов (такназываемых «товарных денег»). Сначала – при зарождении товарного производства – возникслучайный обмен одной полезной вещи на другую. Как правило, этот обмен был одноразовым, однакосо временем стала развиваться бартерная торговля (регулярный обмен товара на товар).Затем в разных странах возникли местные эквиваленты – товары, пользующиеся широким ипостоянным спросом. Скажем, на Руси это были меха семейства куньих (куница, соболь и др.), вДревней Греции и Древнем Риме – скот, в Монголии – чай.Потребовалось примерно 7 тыс. лет для того, чтобы, наконец, был найден единственный, всеминародами признанный всеобщий эквивалент – золотые деньги.В XVII–XIX вв. наступило время золотого стандарта (стандарт – образец, эталон).Тогда в качестве денег использовались золотые монеты или денежные знаки (бумажные деньги),которые можно было обменять на золото.Золотой стандарт – использование золота в качестве денежного товара, играющего роль всеобщегоэквивалента. При золотом стандарте деньги выполняли все свойственные им функции:1).мера стоимости. Мера стоимости означает, что деньги измеряют стоимость всех товаров.Стоимость вещи, выраженная в деньгах, – ее цена. Для определения цены продуктов сами деньги нетребуются, поскольку продавец устанавливает его цену сам на основании различных факторов. Ценытоваров выражаются в известном количестве денежного товара – золота. Количество золота (масса)измеряется его весом. Весовое количество золота принимается за единицу его массы. Это количествозолота, устанавливаемое государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен.Масштаб цен и его кратные части служат для измерения массы золота. Все цены товаров выражались вопределенном количестве денежных единиц, или, что одно и то же, в определенном количествевесовых единиц золота. Так, в России денежной единицей стал рубль, весовое количество золотакоторого в 1897 г. было определено в 0,774254 г.2).средство обращения. Средство обращения означает, что деньги выступают в качестве посредникав обмене товаров на деньги. В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей ипродавцов и переходят из рук в руки, выполняя рассматриваемую функцию мимолетно. Этообстоятельство позволило в конечном счете заменить полноценные деньги неполноценными. Этапрактика в дальнейшем привела к выпуску чисто номинальных, условных знаков стоимости, –бумажных денег в качестве заменителей металлических монет.3). средство образования сокровищ . Если продавец получает за свой товар деньги, однако сразу жене расходует их на покупку нужных ему вещей, то процесс обращения прерывается. Тогда золотыемонеты начинают выполнять функцию средства образования сокровищ: они накапливаются в качествевоплощения богатства. Функцию сокровища могут выполнять слитки и изделия из золота.4).средство накопления. Накопления – это деньги, временно не участвующие в обороте. Накопленияотличаются от сокровищ тем, что они аккумулируются для определенной цели и при достижениинеобходимого размера или в нужное время они тратятся, сокровища же делают без конкретной цели5).платежное средство. При продаже товаров в кредит (в долг с отсрочкой платежа) деньгивыполняют функцию платежного средства. Ими расплачиваются за ранее приобретенныйтовар, когда наступает срок погашения задолженности. Долговые обязательства порождают новуюформу денег – кредитную. Производитель, продавший товар в долг, получает от покупателя вексель(долговое обязательство). Последний можно использовать вместо денег, чтобы расплатиться за вещь,купленную у третьего лица. Однако векселя используются ограниченно, поскольку они даются подзалог имущества собственника. 6).мировые деньги. В международной торговле осуществляется функция мировых денег

проявляется во взаимоотношениях между экономическими субъектами: государствами,

юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах. До ХХв. Роль мировых денегиграло золото. В наши дни эту роль выполняют доллар США, евро, фунт стерлингов, иена. После мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. произошло колоссальное обесценениебумажных денег, которые, естественно, перестали обменивать на золотые монеты.

В результатезолотой стандарт внутри государств перестал существовать. С декабря 1971 г. прекратился расчетмежду странами с помощью золота. Так завершилась эпоха товарных денег. На смену им пришлисовременные бумажные деньги. Это привело к изменению сущности, назначения и вида денег.

Современные деньги: в чем их особенностиСовременные денежные средства отличаются от товарных (особенно золотых) денег рядомособенностей.1. Товарные деньги имели действительную стоимость, поскольку на них затрачивалось эквивалентноеколичество труда. Нынешние бумажные деньги, по сути дела, не имеют внутренней стоимости.

Этотзнак стоимости никак не соответствует затратам на его изготовление. Например, в Англии каждаянапечатанная банкнота достоинством в несколько фунтов стерлингов обходитсягосударству в 2 пенса (0,02 фунта стерлингов). 2. Товарные деньги по своей природе были естественным эквивалентом покупаемых на них товаров.

Но современные денежные средства не соответствуют этой экономической природе. Всяискусственность современных денег состоит в том, что они представляют собой долговыеобязательства государства, банков, сберегательных учреждений.

В законодательном порядкегосударство подтверждает, что наличные деньги – это законное платежное средство Иначе говоря,деньги можно условно назвать свидетельством о «праве на получение товара».3. Золотые монеты были способны нормально выполнять все свойственные им пять функций.

Ноотмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции, которые не могутосуществляться без золота в качестве денег: средство образования сокровищ и мировые деньги. Всовременных условиях в определенной мере и по­своему выполняются три функции денег:мера стоимости, средство обращения и средство платежа.4.

Золотые монеты и размениваемые на золото бумажные деньги имели полную ликвидность –способность быть обмененными на товары и услуги. Ныне же денежные средства обладают разнойликвидностью, ибо с ними связаны разные долговые обязательства банков и государства. Такоеразличие положено в основу деления всей денежной массы на связанные между собой агрегаты.

Денежные агрегаты (агрегаты – присоединенные части) – виды современных денежных средств,которые применяются для денежного обращения и платежа. Они объединяют разные долговыеобязательства в зависимости от степени и характера их ликвидности.

Эти присоединенные частипоследовательно включают все менее ликвидные агрегаты, которые предназначены для сохраненияценности денег.В разных странах вся денежная масса делится на разные виды агрегатов, что во многом зависит отуровня развития кредитных отношений и денежного рынка.Наиболее распространены три денежных агрегата, которые именуются Ml, М2 и М3.

В России в М1 входят деньги, обладающие наибольшей ликвидностью (наличные деньги, вкладынаселения в банках до востребования, чеки, средства населения и предприятий на расчетных итекущих счетах). В М2 и М3 включаются «почти деньги» – финансовые (денежные) средства,предназначенные для сохранения ценности (срочные вклады в банках, облигации государственныхзаймов и др.).Деньги завтрашнего дняПоток обновления денежных средств идет по следующим направлениям:А). Путь к новым видам денег предполагает все более широкий переход от наличных денежныхсредств к безналичным. Сейчас в экономически развитых странах более 1/2 всего оборота денег

совершается без участия наличных денег. В этом случае клиенты банка (лица, пользующиеся его

услугами) производят оплату сделок, взаимные расчеты посредством перечислений денежных средств(в форме записей на их банковских счетах) с одного расчетного счета на другой.Б). Во все возрастающих масштабах применяются пластиковые деньги. Они используются каксредство платежа для безналичных расчетов за товары и услуги, а также для получения наличныхденег.

Платежные карточки различаются по назначению, внешнему виду, способу применения иматериалу изготовления.В качестве примеров можно назвать некоторые виды пластиковых денег:• кредитная карточка – это именной платежно­расчетный документ в виде пластиковой пластинки,которую банк выдает своим вкладчикам для безналичной оплаты, а также для приобретения ими вкредит товаров и услуг в магазинах.

Карточка позволяет с помощью компьютерных устройствпроводить необходимые расчеты между банком и магазином, связанные с покупкой товара;• международная карточка предназначена для использования в качестве платежного средства нетолько в пределах страны, но и за рубежом;• дисконтная карточка позволяет произвести скидку с цены товара или услуги (в установленномфирмой проценте) при оплате владельцем карточки дорогой покупки;• дебетовая карточка – платежная карточка, помогающая получать наличные деньги в банкоматах(электронных банковских аппаратах самообслуживания), проводить безналичные расчеты.В). Весьма перспективными являются электронные деньги. В широком смысле слова – это системаденежных расчетов, которые производятся посредством использования электронной техники.Здесь имеется в виду такая схема безналичных расчетов, которая охватывает банки, предприятиярозничной торговли и бытовых услуг. Граждане и предприятия получают возможность с удаленныхтерминалов посылать в свои банки распоряжения об оплате товаров и услуг. Расчеты осуществляютсяпосредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и ееавтоматической обработки. «Электронные деньги» окрестили Е­деньгами, представляют собойпростую запись в электронном файле, хранящемся в компьютере. Развитие Интернета и широкоеприменение персональных компьютеров позволяют людям при осуществлении сделок вместо чеков иналичных средств использовать Е­деньги. Такими Е­деньгами можно заплатить, их можнодепонировать, или «закачать», на счет получателя через Интернет, обозначив соответствующееназначение платежа: оплата по чеку, выплата пенсии, выплата дивидендов по акциям. Е­ деньги можноснять, или «скачать», со счета через Интернет в оплату товаров и услуг широкого кругапоставщиков».Современные деньги имеют определенные достоинства и недостатки по сравнению с товарнымиденьгами. Преимущества безналичных денежных средств состоят в том, что с их помощью можноудобнее и быстрее осуществлять рыночные сделки.Однако, будучи долговыми обязательствами государства, банков и сберегательных учреждений,новейшие денежные средства могут нормально осуществлять свои функции при решающем условии:если государство поддерживает неизменной покупательную способность. Несоблюдение этогоусловия приводит к инфляции.Биткойны. Чаще всего встречаются варианты: криптовалюта, виртуальная валюта, цифровая валютаБиткойны могут использоваться для обмена на товары или услуги у продавцов, которые согласны ихпринимать. Через онлайн­сервис обмена цифровых валют, другие платёжные системы или обменныепункты происходит обмен на обычные валюты.Комиссия за проведение операций назначается отправителем добровольно, размер комиссии влияет наприоритет при обработке транзакции. Транзакции без комиссии обрабатываются медленнее, но всёравно обрабатываются.Одна из главных особенностей системы — полная децентрализация: нет центрального администратораили какого­либо его аналога. Необходимым и достаточным элементом этой платёжной системыявляется базовая программа­клиент (имеет открытый исходный код). Запущенные на множествекомпьютеров программы­клиенты соединяются между собой в одноранговую сеть, каждый узел

Читайте также:  5 способов сэкономить на ввозе авто в украину из черногории! | черногория

которой равноправен и самодостаточен. Невозможно государственное или частное управление

системой, в том числе изменение суммарного количества биткойнов. Заранее известны объём ивремя выпуска новых биткойнов. Но распределяются они относительно случайно среди тех,кто использует своё оборудование для вычислений, результаты которых являются специфичныммеханизмом регулирования и подтверждения правомочности операций в системе «Биткойн» —метод доказательства выполнения работы.

ИнфляцияИнфляция – обесценение денег, которое вызывается превышением количества денег в обращении посравнению со стоимостью всей суммы товаров.Инфляция – переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребностинационального хозяйства.Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к трем вещам.

Во­первых, в период действия золотого стандарта инфляция выражалась в повышении рыночнойцены золота в бумажных деньгах. Во­вторых, инфляция ведет к возрастанию цены товаров. В­третьих, при инфляции курс национальной валюты падает по отношению к иностранным денежнымединицам, которые сохранили прежнюю стоимость или обесценились в меньшей степени.

В связи сэтим различают: а) твердую валюту, устойчивую по отношению к собственному номиналу (нарицательной стоимости,обозначенной на бумажных деньгах) б) падающую валюту, которая обесценивается по отношению к своему номиналу и к курсу другихвалют. В нашей стране такой процесс был наиболее заметен при сравнении рубля с долларом США иевро.

По темпам развития инфляцию подразделяют на следующие виды:• ползучая: цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе – примерно на 10 % вгод;• галопирующая: вздорожание продуктов и услуг от 20 до 200 % в год может вызвать тяжелыеэкономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий,снижение уровня жизни населения и т. п.

);• гиперинфляция: катастрофический рост цен – на 500—1000 % и более в год. Это вызывает крахденежного обращения. Среди населения начинается так называемое «бегство от денег»: люди нежелают накапливать быстро обесценивающиеся деньги и стремятся вложить их в материальныеценности.

Темп инфляции определяется с помощью специального статистического показателя – индекса(цифрового показателя, выражающего – обычно в процентах – динамику какого­либо явленияэкономики) цен.В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни (бюджетный индекс) – показательстепени изменения розничных цен специального набора товаров и услуг, которые входят в бюджетсреднего потребителя.

Для его подсчета применяется следующая процедура.Сначала определяется «рыночная (потребительская) корзина» Это набор чаще всего употребляемыхтоваров и услуг. Устанавливаются совокупная стоимость этого набора в базовом периоде (откоторого ведется отсчет измерения цен), а также суммарная стоимость этого же набора благ в

текущем периоде. На основании полученных данных рассчитывается индекс цен

В России, например, в 1992г. была галопирующая инфляция, т.к. цены поднялась в 26 раз. Затемпришел черед галопирующей инфляции. Например, в 1998г. цены повысились в 1,8 раз. После чегонаступила ползучая инфляция. В 1873 г.

английскому исследователю Центральной Африки ВерниКамерону нужно было приобрести лодку. На рынке в Кавеле, на берегуозера Танганьика, он нашел нужное судно. Но деньги здесь еще неиспользовались, и хозяин лодки требовал за нее слоновую кость,которой у Камерона не было.

Поэтому ему пришлось совершить рядсделок. У Камерона была медная проволока, он обменял ее на сукно,

затем сукно – на слоновую кость. Только после этого он получил лодку.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/lektsiya_po_distsipline_ekonomika_organizatsii_ponyatie_suschnost_istoriya_deneg-279307/310288

Закрылся «Журнальный зал». Это крупнейший интернет-архив современной русской литературы

30 сентября на сайте «Журнального зала» появилось объявление о том, что его работа приостановлена,а обновления прекращены.

Проект появился в 1996 году, чтобы представить в интернете так называемые , литературные издания вроде «Нового мира» и «Знамени», у которых на тот момент не было собственных сайтов.

Со временем «ЖЗ» превратился в крупнейший архив российской гуманитарной прессы — там стали появляться интернет-версии статей из научных изданий, например «Нового литературного обозрения» и «Вопросов литературы». Сейчас на сайте «Журнального зала» представлены архивы более чем 30 изданий, многие из которых уже закрылись.

Проблемы у «Журнального зала» возникли летом 2018 года. Об этом «Медузе» рассказал многолетний куратор проекта — критик и писатель Сергей Костырко.

С 2001 года «ЖЗ» базировался на платформе «Русского журнала», основанного политтехнологом Глебом Павловским; сам «Русский журнал» перестал обновляться еще в 2016 году.

«Поддержка проекта „ЖЗ“ была прекращена в июне этого года без каких-либо объяснений, — рассказывает Костырко. — Причин мы не знаем. Но это, в конце концов, не наше дело».

Сотрудники «ЖЗ» нашли для проекта новую платформу, но переехать на нее не могут. Как рассказывает Костырко, сотрудники «ЖЗ» три месяца работали бесплатно, а параллельно искали, куда может переехать проект.

«Довольно быстро возникла возможность перехода „ЖЗ“ на новую площадку, — продолжает куратор проекта. — Увы, воспользоваться возможностью этой мы так и не смогли. „Русский журнал“ отказался содействовать нам в переходе на новое место.

Переговоры и переписка тянулись не один месяц — безрезультатно. Ситуация стала откровенно тупиковой».

При этом Костырко отметил, что создатели «ЖЗ» благодарны «Русскому журналу», который содержал проект 17 лет, — и выразил надежду на то, что проект сможет работать «в рамках какого-нибудь нового журнального сайта, максимально приближенного к структуре закрытого нами вчера проекта».

Основатель «Русского журнала» Глеб Павловский говорит, что пауза в работе «Журнального зала» — временная. Как объяснил «Медузе» сам Павловский, летом у «Русского журнала» «происходили изменения конфигурации юридических лиц», из-за чего финансирование проекта приостановилось.

Павловский говорит, что «Журнальный зал» «однозначно» будет существовать, а возобновление его работы — вопрос нескольких недель. «Может быть: „Русский журнал“ продолжит финансировать „Журнальный зал“, может быть, мы дадим проекту возможность перейти на другую платформу, — предполагает Павловский.

— А может быть, найдется какой-то третий кооперативный вариант».

Александр Горбачев, Ирина Кравцова

Источник: https://meduza.io/feature/2018/10/01/zakrylsya-zhurnalnyy-zal-eto-krupneyshiy-internet-arhiv-sovremennoy-russkoy-literatury

Россия вернула Парижскому клубу долги СССР

Вчера была закрыта последняя страница “финансовой истории” Советского Союза – Россия полностью расплатилась с долгами бывшего СССР перед иностранными государствами – членами Парижского клуба кредиторов.

Как говорится в официальном заявлении минфина, размещенном на сайте ведомства, “российские обязательства перед всеми 17 государствами – членами Клуба в сумме 21,6 миллиарда долларов погашены в полном объеме и Россия более не является страной – дебитором Клуба”.

Напомним, что финансовые обязательства СССР Россия приняла на себя в 1992-1994 годах в обмен на отказ бывших республик от доли в зарубежных активах Советского Союза.

При этом львиная часть задолженности – около 64 процентов – возникла в последние годы существования СССР, когда страна тщетно искала “золото партии”, а правительство пыталось решить все внутренние проблемы путем заимствований на внешнем рынке. По просьбе российского правительства возврат долгов был растянут на двадцать лет.

И хотя впоследствии решение о принятии современной Россией “советского” долгового бремени не раз критиковалось, на протяжении всех лет страна исправно погашала и обслуживала эти обязательства.

В прошлом году благодаря доходам, полученным от экспорта нефти, впервые в международной практике удалось досрочно погасить часть долга Парижскому клубу в размере 15 миллиардов долларов. В этом году минфин рассчитывал повторить подобную операцию в размере хотя бы 12 миллиардов долларов.

Это примерно половина оставшейся суммы долга СССР. Однако на саммите “большой восьмерки” в Санкт-Петербурге удалось договориться со странами Парижского клуба кредиторов о погашении всей задолженности в размере 21,3 миллиарда долларов. Правда, с “доплатой” в 1 миллиард долларов.

На этой сумме настояли кредиторы, желая хотя бы частично компенсировать потери, которые они несут, “недополучив” проценты по долгу. В итоге премию получат Франция, Великобритания, Нидерланды и Германия. США, также являющиеся кредиторами, получат долг по номиналу.

Некоторые государства – например Финляндия и Португалия – согласились принять долги товарными поставками.

Решение о досрочной выплате долга, и особенно премии, было непростым для российского правительства и вызвало шквал критики со стороны оппонентов одного из главных инициаторов этой идеи – Алексея Кудрина.

Но аргумент о том, что на досрочных выплатах Россия сэкономит 7,7 миллиарда долларов, перевесило чашу весов в пользу такого решения.

Тем более что все сэкономленные средства правительство обещало направить на инвестиции в экономику, и только в 2007 году Инвестфонд пополнится за счет этого на 1,2 миллиарда долларов.

Кроме того, досрочная выплата долга позволяет избежать негативных инфляционных процессов, связанных с дополнительным притоком денежной массы за счет высоких цен на нефть.

Долги Парижскому клубу выплачиваются из рублевой части Стабфонда, и, по словам замминистра финансов Сергея Сторчака, возглавляющего рабочую группу на переговоры с Парижским клубом, на эти цели будет потрачено около 600 миллиардов рублей.

А министр финансов Алексей Кудрин заявлял ранее, что досрочное погашение долга – самое эффективное использование средств Стабфонда.

Досрочные расчеты со странами-кредиторами, отметил вчера минфин, стали возможны “благодаря росту экономического и финансового могущества” РФ. Страна имеет положительный платежный баланс, бездефицитный государственный бюджет и вышла на третье место в мире по запасам золотовалютных резервов.

Наконец, досрочная выплата долга, по мнению минфина, “будет способствовать укреплению международного авторитета России, имеющего репутацию добросовестного заемщика”, улучшающего инвестиционный климат в стране. Заметим, что досрочное погашение такого крупного займа – беспрецедентное событие в истории Парижского клуба кредиторов. Как правило, заемщики обращаются с просьбой списать им долги.

После выплат Парижскому клубу внешний долг России будет составлять примерно 50 миллиардов долларов, что составит 9 процентов ВВП.

Прекращая отношения с Парижским клубом в качестве заемщика, Россия собирается участвовать в этом объединении в новом качестве. По словам Сергея Сторчака, минфин готовится внести в правительство предложения по изменению законодательства с тем, чтобы наша страна могла выдавать другим государствам льготные кредиты.

Источник: https://rg.ru/2006/08/21/dolg-procenti.html

Современные тенденции совершенствования налоговой системы РФ

Современные тенденции совершенствования налоговой системы РФ.

Основные направления реформирования налоговой системы РФ

Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения “точечных” изменений в налоговое законодательство.

В этой связи представляется, что ежегодные всероссийские налоговые форумы в Торгово-промышленной палате (ТПП) России как раз и являются той площадкой, на которой власть и бизнес могут в режиме диалога выработать конкретные предложения на среднесрочную перспективу развития налоговой системы.

Так, российские предприниматели, входящие в систему ТПП России, полагают, что первым направлением дальнейшего реформирования налоговой системы должны быть вопросы налогового администрирования. Поправки, предлагаемые предпринимательским сообществом следующие:

Читайте также:  Ульцинь | черногория

– положения, обеспечивающие соблюдение сроков проведения проверок и сроков вынесения решений по ним;

– поправки, предусматривающие ответственность должностных лиц за вынесение незаконных решений и злоупотреблений своими правами.

Второе направление – решение проблем крупнейших налогоплательщиков.

Сегодня в российской экономике сформировалась стабильная группа интегрированных компаний, являющихся основой конкурентоспособности национальной экономики на международных рынках.

Государство могло бы путем некоторого снижения налоговой нагрузки в начальный период внедрения консолидированного налогообложения обеспечить стимулирование развития.

Впоследствии за счет роста налогооблагаемой базы произойдет и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Третье направление – совершенствование налогообложения НДС.

Применительно к реформированию НДС нельзя не затронуть и планы Минфина России по организации специальной процедуры регистрации налогоплательщиков. Введение системы “НДС-платеж” предполагает установление сплошного налогового контроля за перечислением сумм налога организациями. Фактически это означает перекладывание контрольных функций государства на банки.

На них будут возложены дополнительные обязанности по представлению сведений налоговыми органами в жатые сроки. Очевидно, что такие требования повлекут дополнительные затраты по организации электронных систем обмена данными как для банков, так и для налоговых органов.

Не исключено, что в результате дополнительные издержки будут частично переложены на налогоплательщиков.

Четвертое направление – создание налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства, инновационных предприятий. В целях решения данной проблемы ТПП Росси был разработан пакет законопроектов:

– проект ФЗ “О внесении изменения в ст.154 НК РФ” .

Дело в том, что организации и предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, не могут учитывать сумму НДС по товарам, приобретенным у организаций (предпринимателей), применяющих УСН или являющимися плательщиками ЕНВД, которые оказываются исключенными из состава контрагентов. Положения законопроекта позволяют увеличить объем заключаемых договоров купли-продажи товаров между организациями и предпринимателями, применяющими различные режимы налогообложения.

– проект ФЗ ” О внесении изменений в ст.346.12 и 346.

13 части второй НК РФ”, которым для субъектов малого предпринимательства в целях перехода на упрощенную систему налогообложения предлагается установить пороговый валовой доход от реализации в течение 9 месяцев в сумме не более 40 млн. руб. Размер годового дохода налогоплательщика, при превышении которого организации и предприниматели теряют право на применение УСН, устанавливается в сумме 54 млн.руб .

– В результате ожидается двукратный рост числа малых предприятий. Кроме того, возможность применения УСН, получат предприятия более широкого спектра (в т.ч. венчурные и инновационные).

– проект ФЗ “О внесении изменений в ст.346.15 НК РФ”, предусматривающий включение в состав расходов, уменьшающих доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения, расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также на патентование и пр.

Предлагаемые изменения позволят направить часть доходов на расширение собственного производства, его совершенствование, разработку и внедрение новых высокотехнологичных и наукоемких производств.

Пятое направление – совершенствование амортизационной политики. Для активизации процессов модернизации устаревшего производственного капитала предлагается рассмотреть возможность предоставления хозяйствующим субъектам права “сверхускоренной амортизации” вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования.

В этой связи, организациям разрешается списывать в первый год эксплуатации не 10 %, как в настоящее время, а 20-30% его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования – и до 100 %.

Активное применение норм налогового стимулирования позволит организациям увеличить объемы вновь вводимого в эксплуатацию оборудования, будет способствовать интенсификации обновления устаревшего производственного капитала.

В заключение – о реформировании имущественных налогов.

В частности, по налогу на имущество организаций, предлагается предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее 30 млн.руб. на срок не менее 5 лет.

Этот шаг позволит дополнительно стимулировать обновление и пополнение основных фондов промышленных предприятий, в первую очередь – высокотехнологичных.

3.2 Предложения российских экономистов

Сейчас вносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальных улучшений не дадут.

Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов на ее усилие. Поэтому, как считает В.А.

Кашин , в налоговой политике остается только один путь – заменить действующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития. Рассмотрим их более подробно.

Первый из предлагаемых налогов – это всеобщий прогрессивный налог на расходы, предложенный еще 50 лет назад британским экономистом Николасом Калдором вместо подоходного налога. Этот налог пока нигде не применяется.

По сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налог на расходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.

Во-первых, новым налогом автоматически обеспечивается стимулирование частных накоплений (источника инвестиций и главного условия экономического роста) – налог же на доходы физических лиц, одинаково облагает и потребление, и накопление.

Во-вторых, налог на расходы социально более справедлив, поскольку относительный уровень благосостояния гражданина определяют именно расходы (и по количеству – по сумме расходов, и по качеству – по доле в них дорогих товаров), а не доходы (в молодости человек может работать особенно интенсивно, чтобы нагнать разрыв в благосостоянии с более старшими поколениями, и он более накапливает, чем тратит).

В третьих, в современных условиях значительно легче контролировать расходы граждан, чем их доходы, что дает возможность экономит на издержках по налоговому контролю. При этом, если установить достаточно высокий необлагаемый минимум (порядка 7 т.р.

на человека в месяц) и умеренную градацию налоговых ставок (например, в 15%, 25% и 40%), то контролировать фактически придется только “избыточное” потребление (расходы на приобретение транспортных средств, недвижимости, антиквариата и пр.

), объекты которого либо подлежат обязательной регистрации, либо добровольно страхуются гражданами.

Второй налог из трех предлагаемых – это налог на выводимые из предприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыль организаций, который сегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение.

Новый налог легко администрируется – обложению подлежат все выводимые из делового оборота предприятия доходы и капиталы – дивиденды, возврат капитала акционерам, кредиты управляющим и пайщикам и т.д. – все, что не касается затрат на материалы, на зарплату работникам (но исключая доходов, маскируемых под зарплату) и на уплату кредитов.

Фактически такой налог существует практически во всех странах – в виде “налога у источника”. Остается только распространить режим этого налога на все выводимые из предприятия доходы (на уровне, 25%).

Основные положения налоговой политики на текущий период.

6 июня 2013 года Минфин РФ на сайте опубликовал окончательную редакцию «Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (ОННП), одобренную Правительством России.

Интересно отметить, что итоговый вариант несколько отличается от проекта, опубликованного 7 мая, но давайте обо всём по порядку.

Итак, несколько примечательных

1) Подводя итоги года минувшего, чиновники в ОННП отразили, что они будут продолжать реализовывать взятый ранее курс на введение обязательного досудебного обжалования всех без исключения актов налоговых органов, а также действия и бездействия их должностных лиц. При этом предполагается увеличить срок для апелляционного обжалования решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение с 10 дней до 1 месяца.

2) Не обошли стороной минфиновцы и вопрос введения в РФ налога на недвижимое имущество, который, согласно тексту ОННП, должен быть введен путем внесения поправок в  проект Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ».

Кстати, отмечу, что сроки введения налога так до сих пор и не определены, и это при том, что начатую компанию по проведению оценки недвижимого имущества предполагается завершить к концу 2013 г.

Но это что касается налога на недвижимость для физических лиц. К вопросу о введении данного налога для организаций Минфин подходить с ещё большей опаской и ограничивается сроком – 2018 г.

3) «Налог на роскошь» нашел своё отражение в двух ипостасях: во-первых, предлагается увеличить в пять раз ставку транспортного налога в отношении дорогих транспортных средств; во-вторых, ввести повышенную ставку в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб. Ну тут то ничего нового. Это было уже в СМИ 100 раз озвучено.

4) Не поленились чиновники накидать камней и в огород консолидированных групп, отметив, что поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ в результате создания КГН снизились на 8 млрд. руб. А ведь эти потери придётся компенсировать за «чужой» счет. Ну а чего вы хотели то? Не уж то сразу не понятно было, что КГН будет использовано именно для подобных целей.

5) Кроме того, в 2015 г. предполагается очередное увеличение ставок акцизов на алкоголь, пиво и напитки на его основе, а так же табачные изделия. Это то любимая тема для Минфина – “обложим налогом пороки, и бюджет полный и пороки снизятся”. Как то надо написать вновь об этом.

6) НДФЛ: предполагается сохранить ставку налога  на уровне 13 %. При этом не обошли стороной чиновники Минфина и обсуждаемую в последнее время тему введения прогрессивной шкалы – её вводить пока не планируется.

7) Что касается вопроса о налоговом вычете по НДФЛ, то предполагается убрать его привязку к одному единственному объекту (жилье) – перейти к принципу предоставления вычета вне зависимости от количества объектов недвижимости (долей в приобретаемых объектах), ограничившись максимальной суммой в 2 млн. руб.

8) Не обошли стороной минфиновцы и давно наболевший вопрос об учете потери (недостачи) в торговой деятельности.

Предлагается в НК РФ предусмотреть условия, позволяющие различать потери, возникшие в результате естественной убыли товаров, и потери, относимые на виновных лиц.

Их предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75 % выручки от реализации. Но тут, на фоне далее развернувшихся событий Минфин явно поторопился, но об этом напишу позже.

9) Для многих, пожалуй, стало неожиданностью появление в итоговом варианте ОННП раздела, посвященного страховым взносам. В данном разделе чиновники предлагают продлить действие существующих ставок страховых взносов (30 % и 10 %) до 2016 г.

При этом предполагается постепенный вывод отдельных категорий плательщиков из льготного налогообложения, с предоставлением им иных преференций. Предложение, как мне кажется, на фоне скандалов со страховыми взносами, более чем очевидное.

Так и хочется сказать – оставьте страховую сферу в покое, пока не стало хуже.

10) В области налогового администрирования Минфин продолжает своё наступление на банки. Предполагается расширить перечень информации, которую банки обязаны будут предоставлять и которую налоговики будут вправе истребовать.

В частности, предлагается предоставить налоговым органам право на получение от банков сведений о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся ИП, при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти. Но вот это уже что то новенькое. Как мне кажется, Минфин понял общественное недовольство подобным своим давнишним предложением (пустить налоговиков к банковской информации физ/лиц), и попытался найти компромисс. Типа, “доступ будет, но трудный”.

11) Кроме того, предлагается расширить полномочия налоговых органов при проведении камеральных проверок деклараций по НДС, в которых указаны суммы налогового вычета в меньшем размере, и налогу на прибыль, в которых заявлены убытки.

В частности, предлагается предоставить налоговому органу при проведении камеральной проверки уточненной декларации, представленной по истечении двух лет с даты представления первичной, в которой уменьшена сумма заявленного налога, право истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие обоснованность такого уменьшения.

12) Предполагается также продолжить работу в области усиления контроля и противодействия уклонению от налогообложения с использованием оффшоров. Планируется продолжить работу и над законопроектом о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (бенефициарных собственниках).

А вот чего в ОННП не обнаружилось, так это блока, посвященного вопросу передачи полномочий по сбору страховых взносов от внебюджетных фондов налоговой службе.

И хотя Минфин и ФНС данную идею всецело поддержали, но видимо молчание высшего руководства страны, не позволили минфиновцам решиться на включение данного вопроса в ОННП.

Источник: https://students-library.com/library/read/16242-sovremennye-tendencii-soversenstvovania-nalogovoj-sistemy-rf

Ссылка на основную публикацию